Развитие византийского фемного строя можно рассматривать как междисциплинарную
проблему, стоящую на стыке двух дисциплин — византинистики и востоковедения. Произве-
дения греческих и восточных (арабских) авторов в равной степени дают нам основной массив
сведений по фемной реформе и самому феномену фем в административной истории Византии.
Два источника — трактат арабского географа Ибн Хордадбеха и греческое «Житие Аморийских
мучеников» — позволили автору определить, что описание византийских провинций у Ибн
Хордадбеха восходит к периоду после 838 г. (при этом исследователи-востоковеды едины во
мнении, что текст трактата был написан в 885 г.), но сами фемы (военно-административные
округа), перечисленные у этого автора, были созданы в разное время и совершенно не обяза-
тельно в 838 г. Так называемая фема «Опсикий» (область на северо-западе Малой Азии) в конце
VII — начале VIII в., когда этот регион впервые упоминается в источниках (протоколы шестого
Вселенского Собора), еще не была фемой в собственном смысле сл