Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике
Маски предков (imagines maiorum) в общественной жизни римлян в период республики и ранней империи. / Васильев, Андрей Владимирович.
Труды исторического факультета СПбГУ : Маска и театр в зрелищной культуре античного мира. Том 23 Санкт-Петербург, 2015. стр. 73-100.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике
}
TY - CHAP
T1 - Маски предков (imagines maiorum) в общественной жизни римлян в период республики и ранней империи
AU - Васильев, Андрей Владимирович
PY - 2015
Y1 - 2015
N2 - Маски предков (imagines maiorum) играли важную роль в публичной репрезен- тации римской аристократии в эпоху республики. Анализируя дошедшие письменные свиде- тельства и сопоставляя их с археологическим материалом, автор приходит к выводу о суще- ствовании двух различных форм imagines: масок, использовавшихся во время погребальной процессии, и восковых изображений (бюстов), хранившихся в домах римских аристократи- ческих родов. Кроме того, в статье исследуется происхождение традиции почитания изобра- жений предков. Ее истоки автор обнаруживает в V в. до н.э., к которому относятся первые упоминания на появление традиции почитания изображений предков и аристократического погребального ритуала. В то же время важную роль в разработке различных типов изображе- ний, по всей видимости, оказали этрусское и греческое влияния. Во второй половине IV в. до н.э. с образованием нобилитета патрицианская традиция изображений предков распространи- лась на плебейскую часть новой аристократии. Также по всей вероятности именно в это время из Греции была заимствована техника снятия посмертных гипсовых масок. Особое внимание в статье уделено социально-политической функции масок предков в эпоху классической ре- спублики (III-II вв. до н.э.). Разбирая ряд свидетельств античных историков, автор приходит к выводу о том, что помимо ритуального назначения, изображения предков являлись одним из существенных инструментов влияния на массы и предвыборной агитации в римской респу- блике. Наконец, эта традиционная форма обоснования права на особое положение в обществе оказалась востребованной и в эпоху принципата. В статье прослеживается также роль демон- страции масок предков в погребальных церемониях принцепсов из династии Юлиев-Клавдиев и их родственников на основании имеющихся письменных свидетельств античных авторов. В заключительной части статьи автор приходит к выводу о постепенном вытеснении масок предков принцепса из императорского погребального ритуала другими формами изображений. В итоге с приходом к власти династии Флавиев, лишенной семейственной аристократической традиции, он оказался невостребованным, а главное место в погребальной церемонии заняло изображение самого покойного императора.
AB - Маски предков (imagines maiorum) играли важную роль в публичной репрезен- тации римской аристократии в эпоху республики. Анализируя дошедшие письменные свиде- тельства и сопоставляя их с археологическим материалом, автор приходит к выводу о суще- ствовании двух различных форм imagines: масок, использовавшихся во время погребальной процессии, и восковых изображений (бюстов), хранившихся в домах римских аристократи- ческих родов. Кроме того, в статье исследуется происхождение традиции почитания изобра- жений предков. Ее истоки автор обнаруживает в V в. до н.э., к которому относятся первые упоминания на появление традиции почитания изображений предков и аристократического погребального ритуала. В то же время важную роль в разработке различных типов изображе- ний, по всей видимости, оказали этрусское и греческое влияния. Во второй половине IV в. до н.э. с образованием нобилитета патрицианская традиция изображений предков распространи- лась на плебейскую часть новой аристократии. Также по всей вероятности именно в это время из Греции была заимствована техника снятия посмертных гипсовых масок. Особое внимание в статье уделено социально-политической функции масок предков в эпоху классической ре- спублики (III-II вв. до н.э.). Разбирая ряд свидетельств античных историков, автор приходит к выводу о том, что помимо ритуального назначения, изображения предков являлись одним из существенных инструментов влияния на массы и предвыборной агитации в римской респу- блике. Наконец, эта традиционная форма обоснования права на особое положение в обществе оказалась востребованной и в эпоху принципата. В статье прослеживается также роль демон- страции масок предков в погребальных церемониях принцепсов из династии Юлиев-Клавдиев и их родственников на основании имеющихся письменных свидетельств античных авторов. В заключительной части статьи автор приходит к выводу о постепенном вытеснении масок предков принцепса из императорского погребального ритуала другими формами изображений. В итоге с приходом к власти династии Флавиев, лишенной семейственной аристократической традиции, он оказался невостребованным, а главное место в погребальной церемонии заняло изображение самого покойного императора.
KW - РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
KW - МАСКИ ПРЕДКОВ
KW - АРИСТОКРАТИЯ
KW - ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РИТУАЛ
KW - ПРИНЦИПАТ
KW - пропаганда
KW - Roman Republic
KW - ancestral masks
KW - aristocracy
KW - funeral ritual
KW - principate
KW - propaganda
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=26687958
M3 - статья в сборнике
VL - 23
SP - 73
EP - 100
BT - Труды исторического факультета СПбГУ
CY - Санкт-Петербург
ER -
ID: 35494598