Документы

Маски предков (imagines maiorum) играли важную роль в публичной репрезен- тации римской аристократии в эпоху республики. Анализируя дошедшие письменные свиде- тельства и сопоставляя их с археологическим материалом, автор приходит к выводу о суще- ствовании двух различных форм imagines: масок, использовавшихся во время погребальной процессии, и восковых изображений (бюстов), хранившихся в домах римских аристократи- ческих родов. Кроме того, в статье исследуется происхождение традиции почитания изобра- жений предков. Ее истоки автор обнаруживает в V в. до н.э., к которому относятся первые упоминания на появление традиции почитания изображений предков и аристократического погребального ритуала. В то же время важную роль в разработке различных типов изображе- ний, по всей видимости, оказали этрусское и греческое влияния. Во второй половине IV в. до н.э. с образованием нобилитета патрицианская традиция изображений предков распространи- лась на плебейскую часть новой аристократии. Также по всей вероятности именно в это время из Греции была заимствована техника снятия посмертных гипсовых масок. Особое внимание в статье уделено социально-политической функции масок предков в эпоху классической ре- спублики (III-II вв. до н.э.). Разбирая ряд свидетельств античных историков, автор приходит к выводу о том, что помимо ритуального назначения, изображения предков являлись одним из существенных инструментов влияния на массы и предвыборной агитации в римской респу- блике. Наконец, эта традиционная форма обоснования права на особое положение в обществе оказалась востребованной и в эпоху принципата. В статье прослеживается также роль демон- страции масок предков в погребальных церемониях принцепсов из династии Юлиев-Клавдиев и их родственников на основании имеющихся письменных свидетельств античных авторов. В заключительной части статьи автор приходит к выводу о постепенном вытеснении масок предков принцепса из императорского погребального ритуала другими формами изображений. В итоге с приходом к власти династии Флавиев, лишенной семейственной аристократической традиции, он оказался невостребованным, а главное место в погребальной церемонии заняло изображение самого покойного императора.
Переведенное названиеANCESTRAL MASKS (IMAGINES MAIORUM) IN THE PUBLIC LIFE OF THE ROMANS DURING THE REPUBLIC AND EARLY EMPIRE
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииТруды исторического факультета СПбГУ
Подзаголовок основной публикацииМаска и театр в зрелищной культуре античного мира
Место публикацииСанкт-Петербург
Страницы73-100
Том23
СостояниеОпубликовано - 2015

    Области исследований

  • РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА, МАСКИ ПРЕДКОВ, АРИСТОКРАТИЯ, ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РИТУАЛ, ПРИНЦИПАТ, пропаганда

ID: 35494598