В статье показано, что феномен русского позитивизма во многом был обусловлен актуализацией в русской философии XIX века проблематики нигилизма. Несмотря на формальное различие, позитивизм и нигилизм содержательно были связаны друг с другом, даже более того: представляли собой два модуса одной и той же философской позиции. Обосновывается тезис о том, что и позитивизм, и нигилизм появились в русской философской культуре в результате ее органичного развития, а из европейской философии были позаимствованы для них только названия. Анализируются специфические черты русского позитивизма и нигилизма. Делается вывод о том, что в России позитивизм и нигилизм имели преимущественно практический, а не теоретический характер, что послужило причиной создания позитивных программ философии, требовавших их немедленной реализации в жизни. Протест против «неразумности» действительности и попытки «расколдовать» мир, т. е. освободить его от религиозно-метафизической интерпретации, обусловили интерес к проблематике научной философии. Споры о возможности научно-философского познания, его методологии, границах и области применения составили содержание актуальной философии в России второй половины XIX – первой четверти ХХ века.