В монографии исследуются история и смыслы в восприятии образов, персонажей,
идей, а также самой личности Ф. М. Достоевского,
как они запечатлелись в мыслях
и трудах французских
писателей конца XIX–XX веков: Э.‑М. де Вогюэ и Э. Гонкура,
М. Барреса и А. Сюареса, А. Жида и П. Клоделя, М. Пруста и Л.‑Ф. Селина, П. Дриё
Ла Рошеля и А. Мальро, Ж.‑П. Сартра и А. Камю, Ж. Батая, М. Бланшо, Н. Саррот.
Исследование отличается двойной культурной перспективой — с одной стороны,
в нем демонстрируется, что Достоевский
воспринимается во Франции как выра-
зитель «русскости
», как исключительный
в своем роде символ России, более того,
как «самый русский
» из всех русских
писателей, востребованных во французской
культуре XX века, разработавшей целое литературное пространство «французского
Достоевского
», или «французской
достоевщины»; с другой стороны, именно заост-
ренное внимание к сочинениям русского
писателя, характерное для литературного
сознания Франции, позволило иным мыслителям и писателям увидеть в творениях
русского