Документы

В статье рассматривается динамика социального капитала организации в условиях эпидемии COVID-19. Проанализированы основные подходы к пониманию сущности социального капитала - его функции, особенности, а также факторы, определяющие уровень его развития (личностный, групповой, организационный и социетальный). Представлена авторская концептуальная модель социального капитала организации. Проанализированы основные его компоненты - доверие, приверженность целям и ценностям организации, репутация и нормы взаимоотношений. В исследовании на выборке в 316 человек апробирована новая методика их изучения (КСКО). Приведены данные эмпирического исследования этих компонентов, проведенного методом поперечных срезов до начала эпидемии (февраль 2020 г.) и в период пика (май 2020 г.). Полученные данные продемонстрировали чувствительность новой методики к психологическим изменениям, связанным с критическими моментами организационного развития. В условиях эпидемии у всех сотрудников изученных нами коммерческих организаций выявлена тенденция роста таких компонентов социального капитала, как доверие, приверженность целям и ценностям, а также нормативность поведения, то есть повышение значимости организации для ее сотрудников. При этом сегодняшняя ситуация не отражается на оценке «внешнего» показателя - репутации организации. Обнаружены гендерные различия: мужчины в сложившейся ситуации стараются более строго придерживаться организационных норм. Разработан индекс консолидации социального капитала, определяющий согласованность всех его компонентов, что позволяет проводить сравнительный анализ уровня и структуры социального капитала различных организаций. Ситуация эпидемии COVID-19, рассматриваемая нами как кризисная, вызывает в целом позитивные изменения его компонентов, способствуя его консолидации, а значит, и личностной мобилизации персонала, что в перспективе предполагает позитивный выход из создавшегося положения.

Переведенное названиеSOCIAL CAPITAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF THE COVID-19 EPIDEMIC
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)221-244
ЖурналИнститут Российской акдемии наук. Социальная и экономическая психология
Том5
Номер выпуска2(18)
СостояниеОпубликовано - 2020

ID: 86189489