Введение. В статье рассматривается военная подготовка, которую проходили тюменские дети и подростки в рамках школьной программы. На основе нормативно-правовых актов, делопроизводственной документации местных органов власти и воспоминаний очевидцев анализируются ход учебного процесса и основные трудности его реализации в довоенное время и в годы Великой Отечественной войны. Методы. При написании статьи были использованы специальные методы исторического исследования. В своей совокупности их применение позволило выявить причины, по которым в школьную программу были введены занятия по военной подготовке, проанализировать особенности учебного процесса, а также определить отношение детей и подростков к данной дисциплине. Заключение. Военная подготовка как отдельная дисциплина была добавлена в школьную программу с 1939/1940 учебного года. Во время Великой Отечественной войны центральными органами власти был принят ряд нормативно-правовых актов, которые расширили и упорядочили структуру военного обучения в школе. Отн