В широком поле современных исследований по исторической памяти
скульптурные монументы рассматриваются как один из инструментов символической политики. Заказчики и исполнители памятников, устанавливая их в публичном пространстве, превращают его в пространство коммуникации: монументы сообщают публике заложенные в них смыслы, формируя представления о прошлом. По справедливому замечанию крупного исследователя монументальной политики
В.В. Лапина, «размеры памятника, место и обстоятельства его установки, детали, особенности проектирования и финансирования, личность исполнителей, надписи <…> и прочее в совокупности формируют текст», позволяющий «различить акценты, которые расставлялись в различные исторические эпохи». XIX в. в России отмечен созданием ряда скульптурных монументов, увековечивших как августейших
особ, так и, главным образом, военачальников и литераторов . Михаил Михайлович Сперанский персонального памятника удостоен не был. Однако определенный образ этого государственного деятеля в художественной пластике столетия все же складывался. Не претендуя на полноту изложения и окончательность выводов, в настоящей статье попытаемся проанализировать, какую интерпретацию получил
М.М. Сперанский в искусстве ваяния в XIX в.