Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
Кавказский адат в российской науке и политике XVIII–XXI вв.: источники, практики, подходы. / Бобровников, Владимир Олегович.
Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура: материалы Х Международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 1213 октября 2023 г.) . ред. / Геннадий Григорьевич Матишов. Ставрополь : Южный научный центр РАН, 2023. стр. 29-37.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - Кавказский адат в российской науке и политике XVIII–XXI вв.: источники, практики, подходы
AU - Бобровников, Владимир Олегович
N1 - Conference code: 10
PY - 2023/9/29
Y1 - 2023/9/29
N2 - Изучение адата у горцев Северного Кавказа началось во время российского завоевания региона и разработки режимов косвенного управления нерусскими подданными. Оно продолжалось более 200 лет. За это время собрано и создано множество источников по истории и этнографии так называемого обычного права, некоторые из которых вошли в число классических памятников адата, а другие только вводятся в научный оборот. Не раз менялись оценки обычного права, подходы к его историческому изучению и практическому применению в законодательстве и судопроизводстве России. Целью данной работы является подведение итогов источниковеческой и историографической разработки этой проблематики. Основное внимание обращено на адат в системе шариатского правосудия на Северо-Восточном Кавказе.В работе установлена типология адатных правовых текстов на арабском языке, сохранившихся в архивных собраниях и представленных в публикациях, но полностью и в динамике еще не охарактеризованных. Огромное значение в них сыграл культурный перевод. Судебное разбирательство по адату происходило на одном из местных языков, но для придания судебному постановлению юридической силы оно записывалось на арабском литературном языке (на юге Дагестана в имперскую эпоху чаще на азербайджанском в арабской графике) и содержало ключевые слова из словаря исламского права. С введением в военно-народном управлении апелляций на решения судов сельских обществ и округов появилась традиция двойного перевода арабского делопроизводства с сокращениями на русский язык. Можно выделить следующие основные типы адатных нормативных актов и документов:1. Соглашения (от араб. ед.ч. иттифак) с заключением военно-политического союза и оформлением единого свода адатов между сельскими конфедерациями и этими союзами с горской знатью, а равно между конфедерациями и знатью. Наиболее ранние (и поздние) образцы сохранились в эпиграфике XIV – начала XX вв. В Дагестанской области они превращаются в приговоры (протоколы) сельских сходов.2. Судебники (от арабо-осм. дафтар), составленные на основе сводов соглашений-иттифакат, к которым подшивались и переписывались позднее новые соглашения. Выходят из юридического быта к последней трети XIX в.3. Судебные иски и переписка, заключающие в себе обстоятельства разбиравшихся дел и решения по ним, согласно нормам шариата и местным правовым обычаям. Наиболее крупную категорию их составляют письма об ишкиле, бытовавшие до 1860-х гг.4. Книги решений и нотариальных записей сельских и окружных народных (дафтар), позднее шариатских судов последней трети XIX – первой четверти ХХ в. Включают дела, решенные как по адату, так и по шариату.5. Религиозно-правовые заключения (фетвы) о дозволенности конкретных адатов по запросам как отдельных улемов и проcтых мусульман, так целых сельских общин и их союзов. В Российской империи теряют юридическую обязательность и превращаются в шариатскую категорию такрират. Выносятся до сих пор.
AB - Изучение адата у горцев Северного Кавказа началось во время российского завоевания региона и разработки режимов косвенного управления нерусскими подданными. Оно продолжалось более 200 лет. За это время собрано и создано множество источников по истории и этнографии так называемого обычного права, некоторые из которых вошли в число классических памятников адата, а другие только вводятся в научный оборот. Не раз менялись оценки обычного права, подходы к его историческому изучению и практическому применению в законодательстве и судопроизводстве России. Целью данной работы является подведение итогов источниковеческой и историографической разработки этой проблематики. Основное внимание обращено на адат в системе шариатского правосудия на Северо-Восточном Кавказе.В работе установлена типология адатных правовых текстов на арабском языке, сохранившихся в архивных собраниях и представленных в публикациях, но полностью и в динамике еще не охарактеризованных. Огромное значение в них сыграл культурный перевод. Судебное разбирательство по адату происходило на одном из местных языков, но для придания судебному постановлению юридической силы оно записывалось на арабском литературном языке (на юге Дагестана в имперскую эпоху чаще на азербайджанском в арабской графике) и содержало ключевые слова из словаря исламского права. С введением в военно-народном управлении апелляций на решения судов сельских обществ и округов появилась традиция двойного перевода арабского делопроизводства с сокращениями на русский язык. Можно выделить следующие основные типы адатных нормативных актов и документов:1. Соглашения (от араб. ед.ч. иттифак) с заключением военно-политического союза и оформлением единого свода адатов между сельскими конфедерациями и этими союзами с горской знатью, а равно между конфедерациями и знатью. Наиболее ранние (и поздние) образцы сохранились в эпиграфике XIV – начала XX вв. В Дагестанской области они превращаются в приговоры (протоколы) сельских сходов.2. Судебники (от арабо-осм. дафтар), составленные на основе сводов соглашений-иттифакат, к которым подшивались и переписывались позднее новые соглашения. Выходят из юридического быта к последней трети XIX в.3. Судебные иски и переписка, заключающие в себе обстоятельства разбиравшихся дел и решения по ним, согласно нормам шариата и местным правовым обычаям. Наиболее крупную категорию их составляют письма об ишкиле, бытовавшие до 1860-х гг.4. Книги решений и нотариальных записей сельских и окружных народных (дафтар), позднее шариатских судов последней трети XIX – первой четверти ХХ в. Включают дела, решенные как по адату, так и по шариату.5. Религиозно-правовые заключения (фетвы) о дозволенности конкретных адатов по запросам как отдельных улемов и проcтых мусульман, так целых сельских общин и их союзов. В Российской империи теряют юридическую обязательность и превращаются в шариатскую категорию такрират. Выносятся до сих пор.
KW - Обычное право
KW - правовой плюрализм
KW - правовой обычай
KW - Российска империя
KW - северный Кавказ
KW - Дагестан
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-4358-0254-2
SP - 29
EP - 37
BT - Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура
A2 - Матишов, Геннадий Григорьевич
PB - Южный научный центр РАН
CY - Ставрополь
T2 - X Международный форум историков-кавказоведов «Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура»
Y2 - 12 October 2023 through 13 October 2023
ER -
ID: 114147931