Ссылки

Образы детей в западноевропейском искусстве привлекают к себе внимание исследователей уже несколько десятилетий. Можно сослаться на труды Ф.Арьеса [1], Е. А. Черняк [2] и других авторов. При повышенном внимании к итальянским
и нидерландским произведениям, испанские детские изображения, однако, остаются малоизученными, что объясняет актуальность темы образов детей в испанском искусстве XVII в., в том числе на примере произведений из коллекции мадридского Алькасара. Мадридский королевский дворец, по-испански называемый Алькасар, сгорел в 1734 г., однако сохранились и опубликованы французским исследователем
И. Боттино (а ныне представлены и на официальном сайте музея Прадо) дворцовые инвентари XVII в. (1666, 1686, 1700 гг.), которые позволяют изучить коллекцию с точки зрения наличия в ней детских образов.
Детских изображений практически нет в главных парадных залах дворца: например, в «Восьмиугольном» или «Новом зале» (позже «Зал зеркал»). А если и встречаются, то это традиционные образы младенца Моисея, младенцев Ромула и Рема
или младенца Христа, Иоанна Крестителя ребенком. Но портреты детей в главных
парадных залах дворца отсутствуют. Исключение представляет композиция Тициана,
названная в инвентарях «Филипп II предлагает небу своего сына Филиппа III после
битвы при Лепанто» (на самом деле, это не Филипп III, а дон Фернандо). Картина
висела в 1636 г. в «Новом зале» Алькасара. Как исключение можно рассматривать
и «Менины» Веласкеса, которые были повешены правда не в репрезентативных
залах, где принимали послов и где проходили дворцовые церемонии, но, во всяком
случае, в покоях короля, в «Комнате летнего отдыха, на потолке которой изображен
Аполлон». В инвентарях картина описана как № 513 ‒ «Портрет инфанты Испании
с дамами, слугами и карлицей. Оригинал Д. Веласкеса, где он и сам себя изобразил».
При этом серия портретов римских императоров, как и серия портретов художников были представлены в целостном виде в парадных залах дворца.
В других залах детские портреты встречаются чаще. Однако не было отдельного
зала, который был бы полностью отведен именно под детские изображения, и эти
образы не объединяются в единый цикл, они рассеяны по разным залам, главных
образом, непарадного характера. Например, в «Коридоре Мадонны» был представлен
«Портрет сеньоры с ребенком» Корреджо (№ 191), в «Переходе Инкарнации» заинвентаризована под № 1017 «Картина, разделенная на три части, с шестью портретами
матери и пяти сыновей, один из которых был изображен в колясочке», под № 1018
«Портрет мальчика в сапожках и доспехах». В «Переходах около Совета финансов»
под № 1085 числится «Портрет ребенка королевской семьи», под № 1104 —«Портрет
инфанта кардинала ребенком Хуана Пантохи де ла Круса» (это брат Филиппа IV
инфант дон Фернандо), под № 1106 «Портрет ребенка королевской семьи Хуана
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская
наб., 7–9
438
Искусство
Пантохи де ла Круса», под № 1113 «Портрет Филиппа IV ребенком того же мастера»,
под № 1118 «Портрет мальчика королевской крови», под № 1119 «Портрет девочки
в колясочке, играющей с собачкой Хуана Пантохи де ла Круса», под № 1120 «Портрет
мальчика», под № 1121 «Портрет мальчика с лошадкой и колоколенкой». В «Переходе над Каса дель Теcоро» числятся (№ 1152) «Портрет Филиппа IV ребенком Хуана
Пантохи де ла Круса», (№ 1164) «Портрет умершей девочки». В «Узких переходах
над Каса дель Теcоро» (№ 1200) «Изображение мужчины с детьми по сторонам»,
(№ 1205) «Святая и четверо детей по сторонам», (№ 1215) «Портрет ребенка в одеждах
Св. Доминго». В «Переходе над Первой лестницей» (№ 1344) «Мальчик с дубинкой
в руке». В «Переходе над Второй лестницей» (1352) «Портрет инфанта из дома Австрии с руном и шпагой Алонсо Санчеса». В «Третьей комнате на входе в Клаузуру»
(№ 1424) и (№ 1425) ‒ два портрета детей, «один, видимо,— портрет Филиппа III,
другой Филиппа IV ребенком в колясочке Хуана Пантохи де ла Круса». В «Последнем
помещении перед Клауcурой» (№ 1433) «Портрет мальчика королевской крови»,
(№ 1436) «Ребенок Иисус с орудиями страстей». В «Покоях Дома дель Тесоро, где жил
апосентадор дворца» (1440) «Портрет инфанта, (с №№ 1443 по 1446) четыре «Портрета инфант». В «Сводах Тициана» стояла демонтированная живопись: в частности,
(№№ 1452 и 1453) «Инфант Хуана Пантохи де ла Круса и «Портрет инфанты» работы
французского мастера Монсьера Брюна. В «Маленькой комнате Сводов Приора под
Летней залой» (№ 1533) «Изображение мальчика с большим цветком Тициана».
Таким образом, в XVII в. портреты детей появляются в покоях мадридского Алькасара, но к ним относятся достаточно пренебрежительно.
Список литературы
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Пер. с франц. Екатеринбург: изд-во
Уральского университета, 1999. 416 с.
2. Черняк Е. А. Детский портрет в европейской живописи XV-XVI веков. Дис. на соискание
научной степени канд. искусствоведения. М., 2013. 392 с.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииНаука СПбГУ 2021
Подзаголовок основной публикацииСборник материалов Всероссийской конференции по естественным и гуманитарным наукам с международным участием
ИздательСвое издательство
Страницы437-438
Число страниц2
ISBN (печатное издание)978-5-4386-2169-0
СостояниеОпубликовано - 2021

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • испанская живопись, детские образы, детские портреты, искусство XVI-XVII вв., портреты инфантов, мадридский Алькасар

ID: 100243656