В статье речь идет о формировании учебно-грамматического дискурса в эпоху Просвещения в Германии и России XVIII века, анализируемого на примере немецких и русских грамматических трудов, написанных И. К. Готшедом, И. К. Аделунгом и М. В. Ломоносовым. Сопоставительное изучение подобного дискурса в диахронии способствует выявлению черт сходства и отличий, а так же установлению фактов взаимовлияния и взаимообусловленности. В процессе исследования была выявлена роль указанных ученых в становлении учебно-грамматического дискурса и обнаружена тесная связь между научными и дидактическими вопросами; установлены факты, свидетельствующие о том, что они были знакомы с трудами друг друга. Проведенное исследование позволило также отметить сходство между разработанными данными учеными принципами образования. Среди этих принципов можно выделить такие, как просвещение широких слоев населения, роль школы, значимость изучения родного языка, развитие методики преподавания. Далее в статье предпринимается сопоставительный анализ предисловий трех авторов с точки зрения целевой группы адресатов и основных целей анализируемых грамматических сочинений. В заключении объясняется важность изучения грамматических трудов XVIII века.