Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › Рецензирование
Проект РФФИ «Темп и ритм в западноевропейской музыке XVII-XVIII в.»: несколько слов о научной базе исследования. / Панов, Алексей Анатольевич; Розанов, Иван Васильевич.
Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи: Материалы Международной научной конференции 27–30 октября 2020 года. Москва : Российская академия музыки им. Гнесиных, 2020. стр. 657-664.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - Проект РФФИ «Темп и ритм в западноевропейской музыке XVII-XVIII в.»: несколько слов о научной базе исследования
AU - Панов, Алексей Анатольевич
AU - Розанов, Иван Васильевич
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье рассматриваются вопросы, связанные с интерпретацией источников ˗ исторических материалов и документов XVII–XVIII века – в контексте проблем корректного выбора темпа исполнения и практической реализации условностей ритмической нотации в старинной музыке. Сделан краткий обзор современной научной литературы в данной предметной области. Отмечено, что авторы исследований XX–XXI столетий использовали различные, чаще всего – взаимоисключающие методы исследования. Подчеркивается негативное влияние на современную исполнительскую практику разного рода «кратких курсов» интерпретации старинной музыки. Вывод: даже самые авторитетные и фундированные научные издания дают либо неполную, либо половинчатую, либо и вовсе ошибочную картину музыкально–исполнительского искусства далекого прошлого. С середины минувшего столетия исследователями (в основном – американскими) были изучены, переведены и представлены в виде диссертаций практически все наиболее авторитетные трактаты мастеров далекого прошлого. Такие квалификационные работы, снабженные нередко полезными практическими материалами, содержат важную информацию, актуальную как для историков и теоретиков музыкального искусства, так и для музыкантов-практиков. В нашей стране перевод источников с комментариями до сих пор не может быть темой кандидатской или докторской квалификационной работы, что очевидно является одним из атавизмов советской системы аттестации научных кадров и прямо препятствует развитию научного знания в области исторического музыковедения. Далее в статье констатируется наличие существенных разночтений и прямых противоречий в самих исторических источниках ˗ трактатах, словарях и предисловиях к нотным изданиям. Основные указатели темпа исполнения ˗ знаки тактовых размеров – в теории поначалу составляли иерархически организованную (стратифицированную) систему. Однако процессы конвергенции различных стилей и эстетических принципов в Западной Европе XVIII века последовательно разрушали названную систему. Существенную роль здесь играли итальянские темповые термины, которые, в свою очередь, понимались и интерпретировались авторами старинных руководств по˗разному. Таким образом, единой, унифицированной и акцептированной системы определения темпа исполнения в Западной Европе эпохи барокко не было. Однако сравнительный анализ описаний различных точных и относительно точных дометрономических способов фиксации темпа исполнения позволяет выявить некоторые общие, выходящие за рамки региональных и национальных традиций, тенденции в данной сфере.
AB - В статье рассматриваются вопросы, связанные с интерпретацией источников ˗ исторических материалов и документов XVII–XVIII века – в контексте проблем корректного выбора темпа исполнения и практической реализации условностей ритмической нотации в старинной музыке. Сделан краткий обзор современной научной литературы в данной предметной области. Отмечено, что авторы исследований XX–XXI столетий использовали различные, чаще всего – взаимоисключающие методы исследования. Подчеркивается негативное влияние на современную исполнительскую практику разного рода «кратких курсов» интерпретации старинной музыки. Вывод: даже самые авторитетные и фундированные научные издания дают либо неполную, либо половинчатую, либо и вовсе ошибочную картину музыкально–исполнительского искусства далекого прошлого. С середины минувшего столетия исследователями (в основном – американскими) были изучены, переведены и представлены в виде диссертаций практически все наиболее авторитетные трактаты мастеров далекого прошлого. Такие квалификационные работы, снабженные нередко полезными практическими материалами, содержат важную информацию, актуальную как для историков и теоретиков музыкального искусства, так и для музыкантов-практиков. В нашей стране перевод источников с комментариями до сих пор не может быть темой кандидатской или докторской квалификационной работы, что очевидно является одним из атавизмов советской системы аттестации научных кадров и прямо препятствует развитию научного знания в области исторического музыковедения. Далее в статье констатируется наличие существенных разночтений и прямых противоречий в самих исторических источниках ˗ трактатах, словарях и предисловиях к нотным изданиям. Основные указатели темпа исполнения ˗ знаки тактовых размеров – в теории поначалу составляли иерархически организованную (стратифицированную) систему. Однако процессы конвергенции различных стилей и эстетических принципов в Западной Европе XVIII века последовательно разрушали названную систему. Существенную роль здесь играли итальянские темповые термины, которые, в свою очередь, понимались и интерпретировались авторами старинных руководств по˗разному. Таким образом, единой, унифицированной и акцептированной системы определения темпа исполнения в Западной Европе эпохи барокко не было. Однако сравнительный анализ описаний различных точных и относительно точных дометрономических способов фиксации темпа исполнения позволяет выявить некоторые общие, выходящие за рамки региональных и национальных традиций, тенденции в данной сфере.
UR - https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/Musikalnaya_nauka_v_kontekste_kultury_Musikovedenie_i_visovy_informacionnoi_epohi.pdf
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SP - 657
EP - 664
BT - Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи
PB - Российская академия музыки им. Гнесиных
CY - Москва
T2 - Международная научная конференция «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ»
Y2 - 27 October 2020 through 30 October 2020
ER -
ID: 62360721