Документы

В статье рассматриваются вопросы, связанные с интерпретацией источников ˗ исторических материалов и документов XVII–XVIII века – в контексте проблем корректного выбора темпа исполнения и практической реализации условностей ритмической нотации в старинной музыке. Сделан краткий обзор современной научной литературы в данной предметной области. Отмечено, что авторы исследований XX–XXI столетий использовали различные, чаще всего – взаимоисключающие методы исследования. Подчеркивается негативное влияние на современную исполнительскую практику разного рода «кратких курсов» интерпретации старинной музыки. Вывод: даже самые авторитетные и фундированные научные издания дают либо неполную, либо половинчатую, либо и вовсе ошибочную картину музыкально–исполнительского искусства далекого прошлого. С середины минувшего столетия исследователями (в основном – американскими) были изучены, переведены и представлены в виде диссертаций практически все наиболее авторитетные трактаты мастеров далекого прошлого. Такие квалификационные работы, снабженные нередко полезными практическими материалами, содержат важную информацию, актуальную как для историков и теоретиков музыкального искусства, так и для музыкантов-практиков. В нашей стране перевод источников с комментариями до сих пор не может быть темой кандидатской или докторской квалификационной работы, что очевидно является одним из атавизмов советской системы аттестации научных кадров и прямо препятствует развитию научного знания в области исторического музыковедения. Далее в статье констатируется наличие существенных разночтений и прямых противоречий в самих исторических источниках ˗ трактатах, словарях и предисловиях к нотным изданиям. Основные указатели темпа исполнения ˗ знаки тактовых размеров – в теории поначалу составляли иерархически организованную (стратифицированную) систему. Однако процессы конвергенции различных стилей и эстетических принципов в Западной Европе XVIII века последовательно разрушали названную систему. Существенную роль здесь играли итальянские темповые термины, которые, в свою очередь, понимались и интерпретировались авторами старинных руководств по˗разному. Таким образом, единой, унифицированной и акцептированной системы определения темпа исполнения в Западной Европе эпохи барокко не было. Однако сравнительный анализ описаний различных точных и относительно точных дометрономических способов фиксации темпа исполнения позволяет выявить некоторые общие, выходящие за рамки региональных и национальных традиций, тенденции в данной сфере.
Переведенное названиеPROJECT OF RFBR ‘TEMPO AND RHYTHM IN WEST-EUROPEAN MUSIC OF THE XVII – XVIII CENTURIES’: A FEW WORDS ABOUT THE SCIENTIFIC BASIS OF THE STUDY
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииМузыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи
Подзаголовок основной публикацииМатериалы Международной научной конференции 27–30 октября 2020 года
Место публикацииМосква
ИздательРоссийская академия музыки им. Гнесиных
Страницы657-664
ISBN (электронное издание)978-5-8269-0262-2
СостояниеОпубликовано - 2020
СобытиеМеждународная научная конференция «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ» - Москва, Российская Федерация
Продолжительность: 27 окт 202030 окт 2020
https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/PROGRAMMA_KONFERENCII_2020.pdf

конференция

конференцияМеждународная научная конференция «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ»
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородМосква
Период27/10/2030/10/20
Сайт в сети Internet

    Предметные области Scopus

  • Музыка

ID: 62360721