Целью статьи является выявление и анализ полемического дискурса в русской мысли во второй половине XIX – начале ХХ вв. об отношениях стоической философии и христианства в период возникновения ранней христианской церкви, а также формирования христианского учения и его нравственной составляющей. При подготовке статьи авторы опирались на методологические принципы интеллектуальной истории, при этом обращалось внимание на существование в рассматриваемый период в России двух направлений в истории религии в целом, и в истории христианства в частности: конфессионального и академического, регулируемого жесткими цензурными рамками. В статье использовались методы, характерные для интеллектуальной истории и дисциплинарной истории науки. Опора на эти методологические основания позволила выявить и проанализировать интересную дискуссию в русской общественной мысли, не потерявшую свою актуальность и в наши дни. В рамках этой дискуссии сформировались три точки зрения. Согласно первым двум мнениям, опиравшимся на церковную традицию, христианское нравоучение не испытало никакого воздействия со стороны греко-римской философии в целом, и стоицизма в частности. Обнаруженное еще в древности сходство многих идей стоицизма и христианства объяснялось сторонниками первой точки зрения наличием общего источника или отражением распространенных мнений. Сторонники второй точки зрения объясняли это сходство влиянием христианства на стоическую философию. Приверженцы третьей точки зрения, поддерживая мнение современной им европейской научной критики, полагали, что стоицизм, наряду с неоплатонизмом и иудейским мессианизмом, оказал существенное влияние на христианское учение.