В архитектуре Сербии и в эпоху ее формирования в конце XII-XIII вв., и в эпоху наивысшего политического могущества сербского государства в XIV в., и в период его последнего расцвета в конце XIV - первой половине XV в. византийские и западноевропейские традиции соединялись с местной идеологической основой, создавая неповторимое своеобразие национальной архитектуры. В данной статье рассматривается специфика сербского зодчества позднего периода. В это время при доминировании византийских традиций в типологии и стилистике западноевропейские влияния проявляются прежде всего на уровне отдельных элементов, в основном декоративных. При этом существуют значимые памятники, в которых внедрение западных элементов затрагивает более существенные стороны, такие как объемно-пространственная композиция и конструкции. Один из наиболее интересных примеров этого синтеза - церковь Пантократора в Дечанах, где в наружном облике легко узнаются традиционные черты рашского храма, которые в интерьере получают весьма специфическую реализацию в формах поздней готики. В первой четверти XV в., когда ренессансные идеи проникают в регионы балканского Приморья, пришедшие оттуда мастера возводят храм в Ресаве. Сохраняя классическую структуру византийского пятиглавого храма, они придают ей новые акценты, которые проявляются в нюансах объемно-пространственной композиции и в оформлении фасадов. Эти и другие аспекты западноевропейских влияний в сербской архитектуре XIV-XV вв., которую в историографии последних лет неоднократно предлагалось отождествлять с византийской традицией, стали предметом анализа в настоящей работе.