Standard

Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения. / Носова, Е.И.; Вебер, Д.И.

в: Культура и технологии, Том 5, № 2, 2020, стр. 77-89.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{0cc2214b22034de48fe7dbef242ab703,
title = "Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения",
abstract = "В настоящей публикации представлены предварительные замечания по поводу особенностей изготовления западноевропейских прикладных печатей XVI – XIX вв. из черного сургуча, которые ранее относительно редко привлекали внимание исследователей. Для изучения были отобраны 56 печатей XVI – начала XIX вв. из коллекции Н.П. Лихачева (1862–1936), хранящейся в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Объекты были подвергнуты исследованию под микроскопом, а также наблюдались в различных спектральных диапазонах. При осмотре под воздействием ультрафиолетового излучения некоторые образцы принимали красноватый оттенок, тогда как другие не меняли своей окраски. Это позволило выдвинуть гипотезу о существенной разнице в материалах для изготовления этих печатей. Анализ исторических рецептов изготовления сургуча показал, что в Европе с середины XVI в. бытовало два рецепта сургуча: в одном из них основным компонентом выступала смола, в другом — шеллак. На основании этого наблюдения был сформулирована гипотеза о том, что именно эта разница обуславливает различие в спектральном поведении печатей. Для проверки гипотезы были изготовлены в соответствии с историческими рецептами экспериментальные образцы, которые продемонстрировали аналогичное поведение: в ультрафиолете образец из шеллака принял насыщенный темно-красный оттенок. Еще одним выводом эксперимента стало то, что образец из шеллака обладает значительно лучшей адгезией, чем смоляной. Это объясняет замечания авторов рецептов о несравненно более высоком качестве сургуча из шеллака. Кроме того, опытным путем было обнаружено, что шеллак намного удобнее в работе: он легче плавится и соединяется с пиментом, чем смола, а также почти не пахнет и не раздражает слизистые оболочки. При дальнейших наблюдениях выяснилось, что печати из черного сургуча имеют неоднородную структуру, незаметную при обследовании в видимом свете даже при значительном увеличении. Хотя под ультрафиолетом основная площадь поверхности некоторых печатей приобретает темно-красный цвет, некоторые сегменты сохраняют черную окраску. Исследования в инфракрасном свете позволили предположить, что эта неоднородность обусловлена основным материалом печати, а не распределением сажевого красителя. Эту неоднородность необходимо учитывать при дальнейших исследованиях.",
keywords = "сфрагистика, коллекция Н.П. Лихачева, люминесценция, сургуч, applied seals, Sphragistics, collection of N.P. Likhachev, Luminescence, sealing wax",
author = "Е.И. Носова and Д.И. Вебер",
note = "Вебер, Д.И., Носова, Е.И. Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения [электронный текст] // Культура и технологии. 2020. Том 5. Вып. 2. С. 77-89. URL: http://cat.ifmo.ru/ru/2020/v5-i2/242 (дата обращения: 7.8.2020)",
year = "2020",
language = "русский",
volume = "5",
pages = "77--89",
journal = "Культура и технологии",
issn = "2587-800X",
publisher = "НИУ ИТМО",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения

AU - Носова, Е.И.

AU - Вебер, Д.И.

N1 - Вебер, Д.И., Носова, Е.И. Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения [электронный текст] // Культура и технологии. 2020. Том 5. Вып. 2. С. 77-89. URL: http://cat.ifmo.ru/ru/2020/v5-i2/242 (дата обращения: 7.8.2020)

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В настоящей публикации представлены предварительные замечания по поводу особенностей изготовления западноевропейских прикладных печатей XVI – XIX вв. из черного сургуча, которые ранее относительно редко привлекали внимание исследователей. Для изучения были отобраны 56 печатей XVI – начала XIX вв. из коллекции Н.П. Лихачева (1862–1936), хранящейся в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Объекты были подвергнуты исследованию под микроскопом, а также наблюдались в различных спектральных диапазонах. При осмотре под воздействием ультрафиолетового излучения некоторые образцы принимали красноватый оттенок, тогда как другие не меняли своей окраски. Это позволило выдвинуть гипотезу о существенной разнице в материалах для изготовления этих печатей. Анализ исторических рецептов изготовления сургуча показал, что в Европе с середины XVI в. бытовало два рецепта сургуча: в одном из них основным компонентом выступала смола, в другом — шеллак. На основании этого наблюдения был сформулирована гипотеза о том, что именно эта разница обуславливает различие в спектральном поведении печатей. Для проверки гипотезы были изготовлены в соответствии с историческими рецептами экспериментальные образцы, которые продемонстрировали аналогичное поведение: в ультрафиолете образец из шеллака принял насыщенный темно-красный оттенок. Еще одним выводом эксперимента стало то, что образец из шеллака обладает значительно лучшей адгезией, чем смоляной. Это объясняет замечания авторов рецептов о несравненно более высоком качестве сургуча из шеллака. Кроме того, опытным путем было обнаружено, что шеллак намного удобнее в работе: он легче плавится и соединяется с пиментом, чем смола, а также почти не пахнет и не раздражает слизистые оболочки. При дальнейших наблюдениях выяснилось, что печати из черного сургуча имеют неоднородную структуру, незаметную при обследовании в видимом свете даже при значительном увеличении. Хотя под ультрафиолетом основная площадь поверхности некоторых печатей приобретает темно-красный цвет, некоторые сегменты сохраняют черную окраску. Исследования в инфракрасном свете позволили предположить, что эта неоднородность обусловлена основным материалом печати, а не распределением сажевого красителя. Эту неоднородность необходимо учитывать при дальнейших исследованиях.

AB - В настоящей публикации представлены предварительные замечания по поводу особенностей изготовления западноевропейских прикладных печатей XVI – XIX вв. из черного сургуча, которые ранее относительно редко привлекали внимание исследователей. Для изучения были отобраны 56 печатей XVI – начала XIX вв. из коллекции Н.П. Лихачева (1862–1936), хранящейся в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Объекты были подвергнуты исследованию под микроскопом, а также наблюдались в различных спектральных диапазонах. При осмотре под воздействием ультрафиолетового излучения некоторые образцы принимали красноватый оттенок, тогда как другие не меняли своей окраски. Это позволило выдвинуть гипотезу о существенной разнице в материалах для изготовления этих печатей. Анализ исторических рецептов изготовления сургуча показал, что в Европе с середины XVI в. бытовало два рецепта сургуча: в одном из них основным компонентом выступала смола, в другом — шеллак. На основании этого наблюдения был сформулирована гипотеза о том, что именно эта разница обуславливает различие в спектральном поведении печатей. Для проверки гипотезы были изготовлены в соответствии с историческими рецептами экспериментальные образцы, которые продемонстрировали аналогичное поведение: в ультрафиолете образец из шеллака принял насыщенный темно-красный оттенок. Еще одним выводом эксперимента стало то, что образец из шеллака обладает значительно лучшей адгезией, чем смоляной. Это объясняет замечания авторов рецептов о несравненно более высоком качестве сургуча из шеллака. Кроме того, опытным путем было обнаружено, что шеллак намного удобнее в работе: он легче плавится и соединяется с пиментом, чем смола, а также почти не пахнет и не раздражает слизистые оболочки. При дальнейших наблюдениях выяснилось, что печати из черного сургуча имеют неоднородную структуру, незаметную при обследовании в видимом свете даже при значительном увеличении. Хотя под ультрафиолетом основная площадь поверхности некоторых печатей приобретает темно-красный цвет, некоторые сегменты сохраняют черную окраску. Исследования в инфракрасном свете позволили предположить, что эта неоднородность обусловлена основным материалом печати, а не распределением сажевого красителя. Эту неоднородность необходимо учитывать при дальнейших исследованиях.

KW - сфрагистика

KW - коллекция Н.П. Лихачева

KW - люминесценция

KW - сургуч

KW - applied seals

KW - Sphragistics

KW - collection of N.P. Likhachev

KW - Luminescence

KW - sealing wax

M3 - статья

VL - 5

SP - 77

EP - 89

JO - Культура и технологии

JF - Культура и технологии

SN - 2587-800X

IS - 2

ER -

ID: 60833885