Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения. / Носова, Е.И.; Вебер, Д.И.
в: Культура и технологии, Том 5, № 2, 2020, стр. 77-89.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения
AU - Носова, Е.И.
AU - Вебер, Д.И.
N1 - Вебер, Д.И., Носова, Е.И. Исследование черных сургучных печатей из собрания Н.П. Лихачева (1862-1936): предварительные наблюдения [электронный текст] // Культура и технологии. 2020. Том 5. Вып. 2. С. 77-89. URL: http://cat.ifmo.ru/ru/2020/v5-i2/242 (дата обращения: 7.8.2020)
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В настоящей публикации представлены предварительные замечания по поводу особенностей изготовления западноевропейских прикладных печатей XVI – XIX вв. из черного сургуча, которые ранее относительно редко привлекали внимание исследователей. Для изучения были отобраны 56 печатей XVI – начала XIX вв. из коллекции Н.П. Лихачева (1862–1936), хранящейся в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Объекты были подвергнуты исследованию под микроскопом, а также наблюдались в различных спектральных диапазонах. При осмотре под воздействием ультрафиолетового излучения некоторые образцы принимали красноватый оттенок, тогда как другие не меняли своей окраски. Это позволило выдвинуть гипотезу о существенной разнице в материалах для изготовления этих печатей. Анализ исторических рецептов изготовления сургуча показал, что в Европе с середины XVI в. бытовало два рецепта сургуча: в одном из них основным компонентом выступала смола, в другом — шеллак. На основании этого наблюдения был сформулирована гипотеза о том, что именно эта разница обуславливает различие в спектральном поведении печатей. Для проверки гипотезы были изготовлены в соответствии с историческими рецептами экспериментальные образцы, которые продемонстрировали аналогичное поведение: в ультрафиолете образец из шеллака принял насыщенный темно-красный оттенок. Еще одним выводом эксперимента стало то, что образец из шеллака обладает значительно лучшей адгезией, чем смоляной. Это объясняет замечания авторов рецептов о несравненно более высоком качестве сургуча из шеллака. Кроме того, опытным путем было обнаружено, что шеллак намного удобнее в работе: он легче плавится и соединяется с пиментом, чем смола, а также почти не пахнет и не раздражает слизистые оболочки. При дальнейших наблюдениях выяснилось, что печати из черного сургуча имеют неоднородную структуру, незаметную при обследовании в видимом свете даже при значительном увеличении. Хотя под ультрафиолетом основная площадь поверхности некоторых печатей приобретает темно-красный цвет, некоторые сегменты сохраняют черную окраску. Исследования в инфракрасном свете позволили предположить, что эта неоднородность обусловлена основным материалом печати, а не распределением сажевого красителя. Эту неоднородность необходимо учитывать при дальнейших исследованиях.
AB - В настоящей публикации представлены предварительные замечания по поводу особенностей изготовления западноевропейских прикладных печатей XVI – XIX вв. из черного сургуча, которые ранее относительно редко привлекали внимание исследователей. Для изучения были отобраны 56 печатей XVI – начала XIX вв. из коллекции Н.П. Лихачева (1862–1936), хранящейся в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Объекты были подвергнуты исследованию под микроскопом, а также наблюдались в различных спектральных диапазонах. При осмотре под воздействием ультрафиолетового излучения некоторые образцы принимали красноватый оттенок, тогда как другие не меняли своей окраски. Это позволило выдвинуть гипотезу о существенной разнице в материалах для изготовления этих печатей. Анализ исторических рецептов изготовления сургуча показал, что в Европе с середины XVI в. бытовало два рецепта сургуча: в одном из них основным компонентом выступала смола, в другом — шеллак. На основании этого наблюдения был сформулирована гипотеза о том, что именно эта разница обуславливает различие в спектральном поведении печатей. Для проверки гипотезы были изготовлены в соответствии с историческими рецептами экспериментальные образцы, которые продемонстрировали аналогичное поведение: в ультрафиолете образец из шеллака принял насыщенный темно-красный оттенок. Еще одним выводом эксперимента стало то, что образец из шеллака обладает значительно лучшей адгезией, чем смоляной. Это объясняет замечания авторов рецептов о несравненно более высоком качестве сургуча из шеллака. Кроме того, опытным путем было обнаружено, что шеллак намного удобнее в работе: он легче плавится и соединяется с пиментом, чем смола, а также почти не пахнет и не раздражает слизистые оболочки. При дальнейших наблюдениях выяснилось, что печати из черного сургуча имеют неоднородную структуру, незаметную при обследовании в видимом свете даже при значительном увеличении. Хотя под ультрафиолетом основная площадь поверхности некоторых печатей приобретает темно-красный цвет, некоторые сегменты сохраняют черную окраску. Исследования в инфракрасном свете позволили предположить, что эта неоднородность обусловлена основным материалом печати, а не распределением сажевого красителя. Эту неоднородность необходимо учитывать при дальнейших исследованиях.
KW - сфрагистика
KW - коллекция Н.П. Лихачева
KW - люминесценция
KW - сургуч
KW - applied seals
KW - Sphragistics
KW - collection of N.P. Likhachev
KW - Luminescence
KW - sealing wax
M3 - статья
VL - 5
SP - 77
EP - 89
JO - Культура и технологии
JF - Культура и технологии
SN - 2587-800X
IS - 2
ER -
ID: 60833885