В настоящей публикации представлены предварительные замечания по поводу особенностей изготовления западноевропейских прикладных печатей XVI – XIX вв. из черного сургуча, которые ранее относительно редко привлекали внимание исследователей. Для изучения были отобраны 56 печатей XVI – начала XIX вв. из коллекции Н.П. Лихачева (1862–1936), хранящейся в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Объекты были подвергнуты исследованию под микроскопом, а также наблюдались в различных спектральных диапазонах. При осмотре под воздействием ультрафиолетового излучения некоторые образцы принимали красноватый оттенок, тогда как другие не меняли своей окраски. Это позволило выдвинуть гипотезу о существенной разнице в материалах для изготовления этих печатей. Анализ исторических рецептов изготовления сургуча показал, что в Европе с середины XVI в. бытовало два рецепта сургуча: в одном из них основным компонентом выступала смола, в другом — шеллак. На основании этого наблюдения был сформулирована гипотеза о том, что именно эта разница обуславливает различие в спектральном поведении печатей. Для проверки гипотезы были изготовлены в соответствии с историческими рецептами экспериментальные образцы, которые продемонстрировали аналогичное поведение: в ультрафиолете образец из шеллака принял насыщенный темно-красный оттенок. Еще одним выводом эксперимента стало то, что образец из шеллака обладает значительно лучшей адгезией, чем смоляной. Это объясняет замечания авторов рецептов о несравненно более высоком качестве сургуча из шеллака. Кроме того, опытным путем было обнаружено, что шеллак намного удобнее в работе: он легче плавится и соединяется с пиментом, чем смола, а также почти не пахнет и не раздражает слизистые оболочки. При дальнейших наблюдениях выяснилось, что печати из черного сургуча имеют неоднородную структуру, незаметную при обследовании в видимом свете даже при значительном увеличении. Хотя под ультрафиолетом основная площадь поверхности некоторых печатей приобретает темно-красный цвет, некоторые сегменты сохраняют черную окраску. Исследования в инфракрасном свете позволили предположить, что эта неоднородность обусловлена основным материалом печати, а не распределением сажевого красителя. Эту неоднородность необходимо учитывать при дальнейших исследованиях.