Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века. / Бережная, Наталья Александровна.
в: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии, Том XII, 2024, стр. 128 – 155.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Библейские сюжеты в надгробных проповедях пфальцских курфюрстов второй половины XVI века
AU - Бережная, Наталья Александровна
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - XVI — XVII века справедливо считаются эпохой расцвета жанра надгробных проповедей в Германии, хотя обычай читать «Слово на погребение» существовал еще в средние века. Особую важность надгробные проповеди обретают в евангелической традиции: они подчеркивали верность усопшего «истинно христианскому вероучению» и торжество Евангелия в княжестве, а также играли роль вспомогательных учебных пособий — по богословию, грамматике, истории. Поскольку именно проповедь являлась главным элементом этих текстов, представляется необходимым рассмотреть, какие библейские сюжеты и каких библейских героев акцентировали протестантские богословы в конструировании образов своих князей. В статье сделана попытка проанализировать, какую идею должен был иллюстрировать тот или иной сюжет, какими мотивами руководствовались богословы — и, наконец, существуют ли различия в выборе библейских сюжетов между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями. Пфальцские надгробные проповеди показательны в том числе потому, что во второй половине XVI в. пфальцское курфюршество несколько раз претерпевает смену «официального» вероучения с евангелического на реформатское. Это дает нам возможность изучить обе складывающиеся мемориальные традиции.
AB - XVI — XVII века справедливо считаются эпохой расцвета жанра надгробных проповедей в Германии, хотя обычай читать «Слово на погребение» существовал еще в средние века. Особую важность надгробные проповеди обретают в евангелической традиции: они подчеркивали верность усопшего «истинно христианскому вероучению» и торжество Евангелия в княжестве, а также играли роль вспомогательных учебных пособий — по богословию, грамматике, истории. Поскольку именно проповедь являлась главным элементом этих текстов, представляется необходимым рассмотреть, какие библейские сюжеты и каких библейских героев акцентировали протестантские богословы в конструировании образов своих князей. В статье сделана попытка проанализировать, какую идею должен был иллюстрировать тот или иной сюжет, какими мотивами руководствовались богословы — и, наконец, существуют ли различия в выборе библейских сюжетов между лютеранскими и кальвинистскими надгробными проповедями. Пфальцские надгробные проповеди показательны в том числе потому, что во второй половине XVI в. пфальцское курфюршество несколько раз претерпевает смену «официального» вероучения с евангелического на реформатское. Это дает нам возможность изучить обе складывающиеся мемориальные традиции.
KW - библейские сюжеты, надгробные проповеди, курфюрсты Пфальца, евангелическое вероучение, реформатское вероучение
UR - https://rcs-almanac.ru/ru/bereghnaja-2023/
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=67215309
M3 - статья
VL - XII
SP - 128
EP - 155
JO - Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии
JF - Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии
SN - 2308-0698
ER -
ID: 127786553