Двадцать восемь лет назад Южно-африканская республика обрела независимость. Немногие верили в то, что долгий и трагический период апартхейда (1948 г. — начало 90-х гг. XX в.) закончится мирным путем. На протяжении многих лет в общественных, политических и научных кругах бытовали разные точки зрения на возможные сценарии развития событий на юге африканского континента. Казалось очевидным, что любой переход от эпохи господства белого меньшинства к правлению черного большинства спровоцирует кровавую гражданскую войну. Вопреки всему, в апреле 1994 года южноафриканцы смогли удержаться на самом краю «пропасти» и устоять, запустив процесс создания обновленной Южной Африки, основанной на принципах равенства и содружества в многонациональном и поликонфессиональном обществе. Во главу угла ставились приоритеты независимого развития и свободы слова, дифференциации экономики. Руководством страны были даны базовые установки на справедливое и равное участие всех членов общества в деле созидания и процветания — «радужной нации», как ее назвали впоследствии. Свободные демократические выборы прошли под эгидой общности усилий и отказа от ошибок прошлого. «Комиссия по установлению истины и примирению» была создана на основе «Закона о содействии национальному единству и примирению» (№ 34 от 1995 г.), что позволило стране пройти тяжелый переходный период относительно мирным путем. Сегодня, наблюдая эволюцию социальных и политических процессов в Южной Африке, мы вновь пытаемся дать оценку тому, что произошло за более чем четверть века в Южной Африке и продолжает происходить в наши дни. Не в последнюю очередь причиной тому, современная неблагоприятная политическая и социальная ситуация, складывающая в ЮАР. Проблемы современной Южной Африки очевидны, и, как это ни прискорбно, были предсказаны много лет назад критиками переходного периода: коррупция на всех уровнях власти, безработица среди молодежи, недостаточный уровень администрирования и, как следствие, замедление экономического роста и тому подобное. Их можно совокупно отнести к категории, именуемой «наследием эпохи апартхейда», но будет ли подобное упрощение справедливым по отношению к самим южноафриканцам? Забегая вперед, можно ответить на этот вопрос отрицательно. Что же на самом деле не дает этой богатейшей во всех смыслах стране развиваться и занимать лидирующие позиции на внутреннем (континентальном) и международном уровне? Какую роль на всех уровнях развития ЮАР сыграла ситуация с пандемией COVID-19, стремительно распространяющейся в региональном и глобальном и масштабе? Попробуем во всем этом разобраться, рассматривая эволюцию социальных и политических процессов в самой ЮАР сквозь призму ключевых аспектов кризиса современности.