Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
«Железнодорожное правосудие» в процессах аккультурации во фронтирных зонах Азиатской России конца XIX — начала XX вв. (Бухарский эмират и Северная Маньчжурия). / Верняев, Игорь Иванович; Почекаев, Роман Юлианович.
в: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИЯ, Том 15, № 1 (135), 2024.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - «Железнодорожное правосудие» в процессах аккультурации во фронтирных зонах Азиатской России конца XIX — начала XX вв. (Бухарский эмират и Северная Маньчжурия)
AU - Верняев, Игорь Иванович
AU - Почекаев, Роман Юлианович
N1 - Верняев И.И., Почекаев Р.Ю. «Железнодорожное правосудие» в процессах аккультурации во фронтирных зонах Азиатской России конца XIX — начала XX вв. (Бухарский эмират и Северная Маньчжурия) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2024. Т. 15. Вып. 1(35)
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - В статье осуществлено сравнение двух вариантов «железнодорожного правосудия» — судебно-правовых систем в российских внешних эксклавах конца XIX — начала XX вв. — Бухарском эмирате и Северной Маньчжурии. В обоих случаях основными механизмами интеграции и аккультурации территорий и их населения стала железнодорожная инфраструктура (Средне-Азиатская и Китайско-Восточная железные дороги) и тесно с ней связанные судебно-правовые институты. Исследование основано на широком спектре источников — архивных материалах судебных дел, законодательных актах, постановлениях центральных и местных властей, справочниках, аналитических работах и воспоминаниях современников. Рассмотрено соотношение российских юрисдикций разной ведомственной принадлежности. Особое внимание уделено правосудию российского политического агентства и мировой юстиции в Бухарском протекторате и системе смешанных российско-китайских судов на КВЖД. Сделан вывод о том, что в обоих эксклавах российские системы правосудия, с одной стороны, основывались на общеимперских пореформенных нормах, с другой стороны, активно адаптировались к специфическому межгосударственному контексту, этноконфессиональному разнообразию территорий, местной правовой культуре. Российским судам удалось обеспечить базовый правопорядок, они способствовали процессам культурно-правовой интеграции исследуемых регионов и его разнообразного населения. Различия двух моделей связаны с разным объемом компетенции российского пореформенного правосудия в Бухарском эмирате и китайской Северной Маньчжурии. Центральные власти и управление КВЖД учитывали и обсуждали бухарский опыт более глубокой судебно-правовой интеграции, но в итоге сохранили широкие полномочия смешанных российско-китайских судов.
AB - В статье осуществлено сравнение двух вариантов «железнодорожного правосудия» — судебно-правовых систем в российских внешних эксклавах конца XIX — начала XX вв. — Бухарском эмирате и Северной Маньчжурии. В обоих случаях основными механизмами интеграции и аккультурации территорий и их населения стала железнодорожная инфраструктура (Средне-Азиатская и Китайско-Восточная железные дороги) и тесно с ней связанные судебно-правовые институты. Исследование основано на широком спектре источников — архивных материалах судебных дел, законодательных актах, постановлениях центральных и местных властей, справочниках, аналитических работах и воспоминаниях современников. Рассмотрено соотношение российских юрисдикций разной ведомственной принадлежности. Особое внимание уделено правосудию российского политического агентства и мировой юстиции в Бухарском протекторате и системе смешанных российско-китайских судов на КВЖД. Сделан вывод о том, что в обоих эксклавах российские системы правосудия, с одной стороны, основывались на общеимперских пореформенных нормах, с другой стороны, активно адаптировались к специфическому межгосударственному контексту, этноконфессиональному разнообразию территорий, местной правовой культуре. Российским судам удалось обеспечить базовый правопорядок, они способствовали процессам культурно-правовой интеграции исследуемых регионов и его разнообразного населения. Различия двух моделей связаны с разным объемом компетенции российского пореформенного правосудия в Бухарском эмирате и китайской Северной Маньчжурии. Центральные власти и управление КВЖД учитывали и обсуждали бухарский опыт более глубокой судебно-правовой интеграции, но в итоге сохранили широкие полномочия смешанных российско-китайских судов.
KW - Российская империя
KW - Бухарский эмират
KW - Среднеазиатская железная дорога
KW - Северная Маньчжурия
KW - Китайско-Восточная железная дорога
KW - система правосудия
KW - культурно-правовая аккультурация
UR - https://history.jes.su/s207987840029948-1-1/
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/1ed29685-ef42-3b49-bd6d-bec5ec30e842/
U2 - 10.18254/s207987840029948-1
DO - 10.18254/s207987840029948-1
M3 - статья
VL - 15
JO - ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИЯ
JF - ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИЯ
SN - 2079-8784
IS - 1 (135)
ER -
ID: 117428046