В статье осуществлено сравнение двух вариантов «железнодорожного правосудия» — судебно-правовых систем в российских внешних эксклавах конца XIX — начала XX вв. — Бухарском эмирате и Северной Маньчжурии. В обоих случаях основными механизмами интеграции и аккультурации территорий и их населения стала железнодорожная инфраструктура (Средне-Азиатская и Китайско-Восточная железные дороги) и тесно с ней связанные судебно-правовые институты. Исследование основано на широком спектре источников — архивных материалах судебных дел, законодательных актах, постановлениях центральных и местных властей, справочниках, аналитических работах и воспоминаниях современников. Рассмотрено соотношение российских юрисдикций разной ведомственной принадлежности. Особое внимание уделено правосудию российского политического агентства и мировой юстиции в Бухарском протекторате и системе смешанных российско-китайских судов на КВЖД. Сделан вывод о том, что в обоих эксклавах российские системы правосудия, с одной стороны, основывались на общеимперских пореформенных нормах, с другой стороны, активно адаптировались к специфическому межгосударственному контексту, этноконфессиональному разнообразию территорий, местной правовой культуре. Российским судам удалось обеспечить базовый правопорядок, они способствовали процессам культурно-правовой интеграции исследуемых регионов и его разнообразного населения. Различия двух моделей связаны с разным объемом компетенции российского пореформенного правосудия в Бухарском эмирате и китайской Северной Маньчжурии. Центральные власти и управление КВЖД учитывали и обсуждали бухарский опыт более глубокой судебно-правовой интеграции, но в итоге сохранили широкие полномочия смешанных российско-китайских судов.