Текущая пандемия многокомпонентна, что
проявляется в объединении таких факторов, как угроза для
жизни, невозможность контролировать ситуацию,
снижение социально-экономического статуса,
неопределенность будущего, создание угрозы масштабной
психической травматизации современного общества.
В статье представлено квазиэкспериментальное
исследование, в котором оценивалась влияние
психологического благополучия и других личностных
ресурсов на опыт переживания неопределенности
будущего, процесса оценки неопределенности и
совладания с ней в период пандемии COVID-19.
В исследовании приняли участие 20 студенток выпускных
курсов (21,3±1,1 лет) Санкт-Петербургского
государственного университета, вынужденные в связи
с периодом самоизоляции осуществлять подготовку и
защиту выпускных квалификационных работ
в дистанционном режиме. Исследование проводилось в два
этапа: в рамках первого этапа до периода пандемии (январь
2018 г.) оценивались личностные ресурсы
психологического благополучия, самоорганизации
деятельности, рефлексии и эмоционального интеллекта
студенток с использованием Шкалы психологического
благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и
П. П. Фесенко, Опросника самоорганизации деятельности
(Е. Ю. Мандрикова), Дифференциальной диагностики
рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина и Опросника
эмоционального интеллекта (Д. В. Люсин). На втором этапе
(май 2020 г.) респондентам предлагалось написать эссе на тему, связанную с переживанием
пандемии COVID-19 и необходимостью самоизоляции. Анализ осуществлялся с использованием
методов индуктивного контент-анализа и φ-критерия Фишера. В результате были описаны
деструктивные функции переживания неопределенности, являющиеся триггерами стрессовых
состояний и негативных аффективных переживаний, и позитивные функции, связанные
с возможной позитивной интерпретацией личных переживаний в период пандемии. Выделены
существенные различия в содержании переживания неопределенности и признаках стресса у лиц
с разным уровнем психологического благополучия. Описаны шесть стратегий совладания
с неопределенностью: 1. Уход от проблемы; 2. Использование эмоциональной социальной
поддержки; 3. Подавление конкурирующей деятельности; 4. Позитивное переформулирование;
5. Планирование; 6. Позитивный настрой.