Standard

Идея всемирной империи культу-ры в воззрениях В.С. Соловьева и в русском общественно-политическом сознании XIX века. / Евлампиев, Игорь Иванович.

в: СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Том 2023, № 1(77), 31.03.2023, стр. 80-96.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e7f4efd441b74875a200fb6b3e119f34,
title = "Идея всемирной империи культу-ры в воззрениях В.С. Соловьева и в русском общественно-политическом сознании XIX века",
abstract = "Рассматривается формирование в русской философской и общественнополитической мысли XIX века идеи всемирной империи, охватывающей все человечество и основанной на абсолютном приоритете высокой культуры. На основе анализа энциклопедическойстатьи В.С. Соловьева на эту тему показано, что исток этой идеи находится в философииИ.Г. Фихте, который в работе «Основные черты современной эпохи» одним из первых стал говорить о единой Европе, но главным фактором единства признал не экономику и не политику, авысокую культуру. Похожая модель грядущей всемирной цивилизации представлена в работахФ.И. Тютчева о России и Западе. Отмечено, что идея «всемирной революции» в книге А.И. Герцена «О развитии революционных идей в России» имеет в виду создание всечеловеческого «царства культуры» во главе с Россией в том смысле, как его мыслил Фихте. Анализ работ А.И. Герцена показывает, что этот общественно-политический деятель скептически относился к реальному революционному движению в России (которое и привело к революции 1917 г.), называя его«самодержавием наоборот», а подлинным зачинателем истинной революции считал Петра I.Парадоксальное сходство представлений Тютчева и Герцена о грядущем «царстве культуры»отмечал Ф.М. Достоевский, который выразил свою точку зрения в известной Пушкинской речи ичерез героя романа «Подросток» Версилова. В заключение делается вывод о том, что Российскаяимперия в своей истории иногда приближалась к идеальной модели «царства культуры», о котором мечтали известные русские мыслители XIX века.",
keywords = "идея всемирной империи, «царство культуры», философия истории И.Г. Фихте, идея всемирной революции А.И. Герцена, всемирная отзывчивость русского народа, idea of the world empire, kingdom of culture, philosophy of history of I.G. Fichte, A.I. Herzen{\textquoteright}s idea of world revolution, the worldwide responsiveness of the Russian people, A.I. Her-zen{\textquoteright}s idea of world revolution",
author = "Евлампиев, {Игорь Иванович}",
year = "2023",
month = mar,
day = "31",
doi = "10.17588/2076-9210.2023.1.080-096",
language = "русский",
volume = "2023",
pages = "80--96",
journal = "СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ",
issn = "2076-9210",
publisher = "Ивановский государственный энергетический университет ",
number = "1(77)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Идея всемирной империи культу-ры в воззрениях В.С. Соловьева и в русском общественно-политическом сознании XIX века

AU - Евлампиев, Игорь Иванович

PY - 2023/3/31

Y1 - 2023/3/31

N2 - Рассматривается формирование в русской философской и общественнополитической мысли XIX века идеи всемирной империи, охватывающей все человечество и основанной на абсолютном приоритете высокой культуры. На основе анализа энциклопедическойстатьи В.С. Соловьева на эту тему показано, что исток этой идеи находится в философииИ.Г. Фихте, который в работе «Основные черты современной эпохи» одним из первых стал говорить о единой Европе, но главным фактором единства признал не экономику и не политику, авысокую культуру. Похожая модель грядущей всемирной цивилизации представлена в работахФ.И. Тютчева о России и Западе. Отмечено, что идея «всемирной революции» в книге А.И. Герцена «О развитии революционных идей в России» имеет в виду создание всечеловеческого «царства культуры» во главе с Россией в том смысле, как его мыслил Фихте. Анализ работ А.И. Герцена показывает, что этот общественно-политический деятель скептически относился к реальному революционному движению в России (которое и привело к революции 1917 г.), называя его«самодержавием наоборот», а подлинным зачинателем истинной революции считал Петра I.Парадоксальное сходство представлений Тютчева и Герцена о грядущем «царстве культуры»отмечал Ф.М. Достоевский, который выразил свою точку зрения в известной Пушкинской речи ичерез героя романа «Подросток» Версилова. В заключение делается вывод о том, что Российскаяимперия в своей истории иногда приближалась к идеальной модели «царства культуры», о котором мечтали известные русские мыслители XIX века.

AB - Рассматривается формирование в русской философской и общественнополитической мысли XIX века идеи всемирной империи, охватывающей все человечество и основанной на абсолютном приоритете высокой культуры. На основе анализа энциклопедическойстатьи В.С. Соловьева на эту тему показано, что исток этой идеи находится в философииИ.Г. Фихте, который в работе «Основные черты современной эпохи» одним из первых стал говорить о единой Европе, но главным фактором единства признал не экономику и не политику, авысокую культуру. Похожая модель грядущей всемирной цивилизации представлена в работахФ.И. Тютчева о России и Западе. Отмечено, что идея «всемирной революции» в книге А.И. Герцена «О развитии революционных идей в России» имеет в виду создание всечеловеческого «царства культуры» во главе с Россией в том смысле, как его мыслил Фихте. Анализ работ А.И. Герцена показывает, что этот общественно-политический деятель скептически относился к реальному революционному движению в России (которое и привело к революции 1917 г.), называя его«самодержавием наоборот», а подлинным зачинателем истинной революции считал Петра I.Парадоксальное сходство представлений Тютчева и Герцена о грядущем «царстве культуры»отмечал Ф.М. Достоевский, который выразил свою точку зрения в известной Пушкинской речи ичерез героя романа «Подросток» Версилова. В заключение делается вывод о том, что Российскаяимперия в своей истории иногда приближалась к идеальной модели «царства культуры», о котором мечтали известные русские мыслители XIX века.

KW - идея всемирной империи

KW - «царство культуры»

KW - философия истории И.Г. Фихте

KW - идея всемирной революции А.И. Герцена

KW - всемирная отзывчивость русского народа

KW - idea of the world empire

KW - kingdom of culture

KW - philosophy of history of I.G. Fichte

KW - A.I. Herzen’s idea of world revolution

KW - the worldwide responsiveness of the Russian people

KW - A.I. Her-zen’s idea of world revolution

UR - http://solovyov-studies.ispu.ru/files/published/str.80-96_si_177.pdf

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/bf83b002-d8cb-32c1-8b45-d89882cc955f/

U2 - 10.17588/2076-9210.2023.1.080-096

DO - 10.17588/2076-9210.2023.1.080-096

M3 - статья

VL - 2023

SP - 80

EP - 96

JO - СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

JF - СОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

SN - 2076-9210

IS - 1(77)

ER -

ID: 105206499