DOI

Рассматривается формирование в русской философской и общественнополитической мысли XIX века идеи всемирной империи, охватывающей все человечество и основанной на абсолютном приоритете высокой культуры. На основе анализа энциклопедической
статьи В.С. Соловьева на эту тему показано, что исток этой идеи находится в философии
И.Г. Фихте, который в работе «Основные черты современной эпохи» одним из первых стал говорить о единой Европе, но главным фактором единства признал не экономику и не политику, а
высокую культуру. Похожая модель грядущей всемирной цивилизации представлена в работах
Ф.И. Тютчева о России и Западе. Отмечено, что идея «всемирной революции» в книге А.И. Герцена «О развитии революционных идей в России» имеет в виду создание всечеловеческого «царства культуры» во главе с Россией в том смысле, как его мыслил Фихте. Анализ работ А.И. Герцена показывает, что этот общественно-политический деятель скептически относился к реальному революционному движению в России (которое и привело к революции 1917 г.), называя его
«самодержавием наоборот», а подлинным зачинателем истинной революции считал Петра I.
Парадоксальное сходство представлений Тютчева и Герцена о грядущем «царстве культуры»
отмечал Ф.М. Достоевский, который выразил свою точку зрения в известной Пушкинской речи и
через героя романа «Подросток» Версилова. В заключение делается вывод о том, что Российская
империя в своей истории иногда приближалась к идеальной модели «царства культуры», о котором мечтали известные русские мыслители XIX века.
Переведенное названиеThe idea of a world empire of culture in the views of V.S. Solovyov and in the Russian socio-political consciousness of the XIX century
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)80-96
Число страниц17
ЖурналСОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Том2023
Номер выпуска1(77)
DOI
СостояниеОпубликовано - 31 мар 2023

    Области исследований

  • идея всемирной империи, «царство культуры», философия истории И.Г. Фихте, идея всемирной революции А.И. Герцена, всемирная отзывчивость русского народа

ID: 105206499