Предметом исследования является учебная литература как источник конструирования массовых исторических представлений об отечественной истории в России второй половины XVIII в. Автор анализирует состояние образовательной системы Российской империи второй половины XVIII в. и характеризует государственные меры по формированию разветвленной сети начальных и средних учебных заведений. Особое внимание уделено процессу создания школьного учебника по отечественной истории, в
котором принимала личное участие Екатерина II. В статье используются традиционные для memory studies методы исследования (в частности, контент-анализ текстов учебных пособий) и терминология мемориальных исследований. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вторая половина XVIII в. стала временем начала формирования учебных текстов по истории России предназначенных для широкой аудитории. В этот период государственный заказ имел определяющее влияние, а мнение правителя непосредственно влияло на содержание учебников. В рамках школьного преподавания отдавалось предпочтение бесконфликтной версии прошлого, в рамках которой не затрагивались «болевые точки» национальной памяти. Наконец, в учебной литературе второй половины XVIII в. еще не был сформирован пантеон героев национальной памяти, а потому набор объектов для
изучения (героев и событий) несколько отличается от представленного в учебниках XIX — начала XX вв. Несмотря на это, школьные учебники второй половины XVIII в. оказали значительное влияние на содержание школьного исторического образования и конструирование массовых представлений о прошлом в России XIX — начала XX вв.