При всем множестве современных интерпретаций и подходов к изучению досуга в рамках leisure studies, его изменений в контексте таких актуальных процессов, как цифровизация, роботизация, Четвертая промышленная революция, практики bleisure, прекариатизация и т.п., он все еще определяется как «свобода быть». Это позволяет понимать его историю, в том числе, и как историю свободы. В статье предпринята попытка рассмотрения истории досуговых практик советского населения в 1920–е гг. с точки зрения их соответствия подобному классическому пониманию досуга – как проявления акта доброй воли, неподвластного регулированию и управлению. Исследование написано на основе архивных материалов, посвященных агитационно-пропагандистской, воспитательной и культурно-массовой работе комсомольских и партийных организаций, а также материалов заводских многотиражных газет, публицистики и художественной литературы. В методологическом плане при анализе досуга как культурного феномена целесообразным стало обращение к новой культурной истории, положениям и методам исторической антропологии. В результате был сделан вывод о том, что свободное время в условиях стремления власти к его моделированию и регулированию лишалось права называться временем свободы, то есть досугом в его понимании как возможности распоряжаться временем по своему усмотрению. Частым следствием этого был уход в поисках желанного, а не навязываемого досуга, в область практик, провозглашаемых новой властью девиантными, идеологически чуждыми и неприемлемыми.