В статье рассматриваются различные попытки в области искусствознания объяснить происхождение и психофизиологический механизм своеобразного художественного приёма, изобретённого Эль Греко. Он заключается в достаточно сильном удлинении голов (прямоугольников лиц), тел и конечностей в человеческих фигурах вместе с необычной точкой зрения, находящейся примерно в центре фигуры. «Загадка Эль Греко» и «обманчивость» его манеры до сих пор, - а прошло уже 400 лет с тех пор, как он покинул этот мир! - обстоятельно обсуждаются. Автор статьи, на основе логического анализа естественнонаучных данных (физики и психофизиологии), выдвигает и обосновывает предположение о том, что в данном случае имеет место «автоанастигматизм». Предлагаемый неологизм подразумевает, что великий мастер не только не был «счастливой жертвой» природных особенностей своего зрения, но вполне сознательно их развивал и применял в своём творчестве.