Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья первая: П. Чаадаев, А. Пушкин, А. Герцен, Ф. Достоевский. / Евлампиев, Игорь Иванович.
в: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, Том 2021, № 1, 08.01.2021, стр. 111-121.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья первая: П. Чаадаев, А. Пушкин, А. Герцен, Ф. Достоевский
AU - Евлампиев, Игорь Иванович
N1 - Funding Information: *The reported study was funded by RFBR according to the research project No. 18‒011‒90003 The image of Jesus Christ in the philosophical worldview of F. Dostoevsky and in Russian and European philosophy and literature of the XIX – early XX century. Publisher Copyright: © 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved. Copyright: Copyright 2021 Elsevier B.V., All rights reserved.
PY - 2021/1/8
Y1 - 2021/1/8
N2 - В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества, в котором личности полностью сольются друг с другом, само человечеств при этом соединится с природой; это будет означать возникновение в конце истории «Царства Божьего на земле». Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако, в противоположность Чаадаеву, он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи». Наиболее полно такое представление об истории выражено через образ Версилова в романе «Подросток».
AB - В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества, в котором личности полностью сольются друг с другом, само человечеств при этом соединится с природой; это будет означать возникновение в конце истории «Царства Божьего на земле». Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако, в противоположность Чаадаеву, он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи». Наиболее полно такое представление об истории выражено через образ Версилова в романе «Подросток».
KW - культурные традиции
KW - высшие личности
KW - Европа и Россия
KW - история
KW - Cultural traditions
KW - Europe and russia
KW - Higher personalities
KW - History
KW - higher personalities
KW - cultural traditions
KW - history
KW - Europe and Russia
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85100924133&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/a70f1784-640c-37c1-ba3e-f77863032cc7/
U2 - 10.21146/0042-8744-2021-1-111-121
DO - 10.21146/0042-8744-2021-1-111-121
M3 - статья
AN - SCOPUS:85100924133
VL - 2021
SP - 111
EP - 121
JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
SN - 0042-8744
IS - 1
ER -
ID: 72649311