Standard

Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья первая: П. Чаадаев, А. Пушкин, А. Герцен, Ф. Достоевский. / Евлампиев, Игорь Иванович.

в: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, Том 2021, № 1, 08.01.2021, стр. 111-121.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{38123642cb5147e59fb4ea9546cd4420,
title = "Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья первая: П. Чаадаев, А. Пушкин, А. Герцен, Ф. Достоевский",
abstract = "В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества, в котором личности полностью сольются друг с другом, само человечеств при этом соединится с природой; это будет означать возникновение в конце истории «Царства Божьего на земле». Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако, в противоположность Чаадаеву, он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи». Наиболее полно такое представление об истории выражено через образ Версилова в романе «Подросток».",
keywords = "культурные традиции, высшие личности, Европа и Россия, история, Cultural traditions, Europe and russia, Higher personalities, History, higher personalities, cultural traditions, history, Europe and Russia",
author = "Евлампиев, {Игорь Иванович}",
note = "Funding Information: *The reported study was funded by RFBR according to the research project No. 18‒011‒90003 The image of Jesus Christ in the philosophical worldview of F. Dostoevsky and in Russian and European philosophy and literature of the XIX – early XX century. Publisher Copyright: {\textcopyright} 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved. Copyright: Copyright 2021 Elsevier B.V., All rights reserved.",
year = "2021",
month = jan,
day = "8",
doi = "10.21146/0042-8744-2021-1-111-121",
language = "русский",
volume = "2021",
pages = "111--121",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья первая: П. Чаадаев, А. Пушкин, А. Герцен, Ф. Достоевский

AU - Евлампиев, Игорь Иванович

N1 - Funding Information: *The reported study was funded by RFBR according to the research project No. 18‒011‒90003 The image of Jesus Christ in the philosophical worldview of F. Dostoevsky and in Russian and European philosophy and literature of the XIX – early XX century. Publisher Copyright: © 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved. Copyright: Copyright 2021 Elsevier B.V., All rights reserved.

PY - 2021/1/8

Y1 - 2021/1/8

N2 - В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества, в котором личности полностью сольются друг с другом, само человечеств при этом соединится с природой; это будет означать возникновение в конце истории «Царства Божьего на земле». Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако, в противоположность Чаадаеву, он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи». Наиболее полно такое представление об истории выражено через образ Версилова в романе «Подросток».

AB - В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества, в котором личности полностью сольются друг с другом, само человечеств при этом соединится с природой; это будет означать возникновение в конце истории «Царства Божьего на земле». Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако, в противоположность Чаадаеву, он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи». Наиболее полно такое представление об истории выражено через образ Версилова в романе «Подросток».

KW - культурные традиции

KW - высшие личности

KW - Европа и Россия

KW - история

KW - Cultural traditions

KW - Europe and russia

KW - Higher personalities

KW - History

KW - higher personalities

KW - cultural traditions

KW - history

KW - Europe and Russia

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85100924133&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/a70f1784-640c-37c1-ba3e-f77863032cc7/

U2 - 10.21146/0042-8744-2021-1-111-121

DO - 10.21146/0042-8744-2021-1-111-121

M3 - статья

AN - SCOPUS:85100924133

VL - 2021

SP - 111

EP - 121

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 1

ER -

ID: 72649311