В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества, в котором личности полностью сольются друг с другом, само человечеств при этом соединится с природой; это будет означать возникновение в конце истории «Царства Божьего на земле». Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако, в противоположность Чаадаеву, он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи». Наиболее полно такое представление об истории выражено через образ Версилова в романе «Подросток».