Standard

Повествовательные стратегии в советском детском графическом рассказе (сопоставительный анализ рассказов про Умную Машу с текстами Д. Хармса и Н. Гернет). / Брыкова, Александра Андреевна.

в: Коммуникативные исследования, Том 7, № 2, 9, 2020, стр. 379-402.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{deab14cc0fc14ab2a9ab307179e70e38,
title = "Повествовательные стратегии в советском детском графическом рассказе (сопоставительный анализ рассказов про Умную Машу с текстами Д. Хармса и Н. Гернет)",
abstract = "Статья посвящена сопоставлению повествовательных стратегий оригинальных графических рассказов про Умную Машу, выходивших в ленинградском детском журнале «Чиж» в 1934-1937 гг., и переизданных версий тех же рассказов, снабженных текстами Н. Гернет (1965/1969 г.); использование методов синтаксического и прагматического анализов позволяет показать, что обе повествовательные стратегии обнаруживают общие черты, предполагая соблюдение базовых принципов связности и обеспечение хронологического развертывания рассказа. При этом, если повествовательные стратегии оригинальных рассказов ориентированы на актуализацию хронотопа и динамической составляющей сюжета и на уровне предметных реалий во многом дублируют визуальный ряд, обнаруживая много общего с репрезентативно-иконическим типом детского нарратива, то повествовательные стратегии рассказов с текстами Н. Гернет указывают на повышение креолизации, за счет замены предикатов, усложнения приемов референции, использования диалогической формы речи вместо монологической. Изменяется и сам тип нарратива, ориентированный теперь не на «детскую» точку зрения и разговорную манеру, а на «взрослое» повествование, предполагающее открытое взаимодействие с читателем, направление его восприятия и формирование оценок, тем самым рассказы начинают выполнять не игровую, развлекательную функцию, а воспитательную функцию, так как открыто призывают брать за образец поведение Умной Маши.",
keywords = "ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, УМНАЯ МАША, ЖУРНАЛ {"}ЧИЖ{"}, Н. ГЕРНЕТ, Д. ХАРМС, ВЕРБАЛЬНЫЙ И ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯДЫ, GRAPHIC STORY, CREOLIZED TEXT, CLEVER MASHA, {"}CHIZH{"} MAGAZINE, N. GERNET, D. KHARMS, VERBAL AND VISUAL PARTS OF STORIES",
author = "Брыкова, {Александра Андреевна}",
note = "Повествовательные стратегии в советском детском графическом рассказе (сопоставительный анализ рассказов про Умную Машу с текстами Д. Хармса и Н. Гернет) // Коммуникативные исследования. 2020. № 2. С. 379-402. ",
year = "2020",
doi = "10.24147/2413-6182.2020.7(2).379-402",
language = "русский",
volume = "7",
pages = "379--402",
journal = "Коммуникативные исследования",
issn = "2413-6182",
publisher = "Омский государственный университет",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Повествовательные стратегии в советском детском графическом рассказе (сопоставительный анализ рассказов про Умную Машу с текстами Д. Хармса и Н. Гернет)

AU - Брыкова, Александра Андреевна

N1 - Повествовательные стратегии в советском детском графическом рассказе (сопоставительный анализ рассказов про Умную Машу с текстами Д. Хармса и Н. Гернет) // Коммуникативные исследования. 2020. № 2. С. 379-402.

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Статья посвящена сопоставлению повествовательных стратегий оригинальных графических рассказов про Умную Машу, выходивших в ленинградском детском журнале «Чиж» в 1934-1937 гг., и переизданных версий тех же рассказов, снабженных текстами Н. Гернет (1965/1969 г.); использование методов синтаксического и прагматического анализов позволяет показать, что обе повествовательные стратегии обнаруживают общие черты, предполагая соблюдение базовых принципов связности и обеспечение хронологического развертывания рассказа. При этом, если повествовательные стратегии оригинальных рассказов ориентированы на актуализацию хронотопа и динамической составляющей сюжета и на уровне предметных реалий во многом дублируют визуальный ряд, обнаруживая много общего с репрезентативно-иконическим типом детского нарратива, то повествовательные стратегии рассказов с текстами Н. Гернет указывают на повышение креолизации, за счет замены предикатов, усложнения приемов референции, использования диалогической формы речи вместо монологической. Изменяется и сам тип нарратива, ориентированный теперь не на «детскую» точку зрения и разговорную манеру, а на «взрослое» повествование, предполагающее открытое взаимодействие с читателем, направление его восприятия и формирование оценок, тем самым рассказы начинают выполнять не игровую, развлекательную функцию, а воспитательную функцию, так как открыто призывают брать за образец поведение Умной Маши.

AB - Статья посвящена сопоставлению повествовательных стратегий оригинальных графических рассказов про Умную Машу, выходивших в ленинградском детском журнале «Чиж» в 1934-1937 гг., и переизданных версий тех же рассказов, снабженных текстами Н. Гернет (1965/1969 г.); использование методов синтаксического и прагматического анализов позволяет показать, что обе повествовательные стратегии обнаруживают общие черты, предполагая соблюдение базовых принципов связности и обеспечение хронологического развертывания рассказа. При этом, если повествовательные стратегии оригинальных рассказов ориентированы на актуализацию хронотопа и динамической составляющей сюжета и на уровне предметных реалий во многом дублируют визуальный ряд, обнаруживая много общего с репрезентативно-иконическим типом детского нарратива, то повествовательные стратегии рассказов с текстами Н. Гернет указывают на повышение креолизации, за счет замены предикатов, усложнения приемов референции, использования диалогической формы речи вместо монологической. Изменяется и сам тип нарратива, ориентированный теперь не на «детскую» точку зрения и разговорную манеру, а на «взрослое» повествование, предполагающее открытое взаимодействие с читателем, направление его восприятия и формирование оценок, тем самым рассказы начинают выполнять не игровую, развлекательную функцию, а воспитательную функцию, так как открыто призывают брать за образец поведение Умной Маши.

KW - ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, УМНАЯ МАША, ЖУРНАЛ "ЧИЖ", Н. ГЕРНЕТ, Д. ХАРМС, ВЕРБАЛЬНЫЙ И ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯДЫ

KW - GRAPHIC STORY, CREOLIZED TEXT, CLEVER MASHA, "CHIZH" MAGAZINE, N. GERNET, D. KHARMS, VERBAL AND VISUAL PARTS OF STORIES

U2 - 10.24147/2413-6182.2020.7(2).379-402

DO - 10.24147/2413-6182.2020.7(2).379-402

M3 - статья

VL - 7

SP - 379

EP - 402

JO - Коммуникативные исследования

JF - Коммуникативные исследования

SN - 2413-6182

IS - 2

M1 - 9

ER -

ID: 86162405