DOI

Статья посвящена сопоставлению повествовательных стратегий оригинальных графических рассказов про Умную Машу, выходивших в ленинградском детском журнале «Чиж» в 1934-1937 гг., и переизданных версий тех же рассказов, снабженных текстами Н. Гернет (1965/1969 г.); использование методов синтаксического и прагматического анализов позволяет показать, что обе повествовательные стратегии обнаруживают общие черты, предполагая соблюдение базовых принципов связности и обеспечение хронологического развертывания рассказа. При этом, если повествовательные стратегии оригинальных рассказов ориентированы на актуализацию хронотопа и динамической составляющей сюжета и на уровне предметных реалий во многом дублируют визуальный ряд, обнаруживая много общего с репрезентативно-иконическим типом детского нарратива, то повествовательные стратегии рассказов с текстами Н. Гернет указывают на повышение креолизации, за счет замены предикатов, усложнения приемов референции, использования диалогической формы речи вместо монологической. Изменяется и сам тип нарратива, ориентированный теперь не на «детскую» точку зрения и разговорную манеру, а на «взрослое» повествование, предполагающее открытое взаимодействие с читателем, направление его восприятия и формирование оценок, тем самым рассказы начинают выполнять не игровую, развлекательную функцию, а воспитательную функцию, так как открыто призывают брать за образец поведение Умной Маши.

Переведенное названиеThe Narrative Strategies of the Soviet Graphic Stories for Children (a Comparative Analysis of the Grafhic Stories about Clever Masha with D. Kharms’s and N. Gernet’s Texts)
Язык оригиналарусский
Номер статьи9
Страницы (с-по)379-402
Число страниц23
ЖурналКоммуникативные исследования
Том7
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • ГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ, УМНАЯ МАША, ЖУРНАЛ "ЧИЖ", Н. ГЕРНЕТ, Д. ХАРМС, ВЕРБАЛЬНЫЙ И ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯДЫ

ID: 86162405