Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
ИДЕИ, ТРАДИЦИИ И "ВЫСШИЕ ЛИЧНОСТИ": ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СТАТЬЯ ВТОРАЯ: Л. ТОЛСТОЙ, ВЛ. СОЛОВЬЕВ, С. ФРАНК. / Евлампиев, Игорь Иванович .
в: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, Том 2021, № 6, 2021, стр. 15-26.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ИДЕИ, ТРАДИЦИИ И "ВЫСШИЕ ЛИЧНОСТИ": ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СТАТЬЯ ВТОРАЯ: Л. ТОЛСТОЙ, ВЛ. СОЛОВЬЕВ, С. ФРАНК
AU - Евлампиев, Игорь Иванович
N1 - Publisher Copyright: © 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской философии конца XIX - начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыслители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что историю определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное учение Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Царство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена негативной характеристики эмпирического времени и приобретает качество абсолютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действует в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концепция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшественники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество - к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и человечестве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл божественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встречается и в современной Франку западной философии, например, ее последовательно развивал А. Бергсон.
AB - В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской философии конца XIX - начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыслители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что историю определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное учение Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Царство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена негативной характеристики эмпирического времени и приобретает качество абсолютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действует в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концепция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшественники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество - к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и человечестве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл божественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встречается и в современной Франку западной философии, например, ее последовательно развивал А. Бергсон.
KW - Л.Н. ТОЛСТОЙ
KW - В.С. Соловьев
KW - С.Л. Франк
KW - Христос
KW - бог
KW - человек
KW - история
KW - общество
KW - Царство Божье на земле
KW - ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ
KW - высшие личности
KW - Christ
KW - God
KW - Higher personalities
KW - Historical figure
KW - History
KW - L. Tolstoy
KW - Man
KW - S. Frank
KW - Society
KW - The Kingdom of God
KW - V. Solovyov
KW - history
KW - society
KW - the Kingdom of God
KW - higher personalities
KW - historical figure
KW - man
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85109022338&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=45958767
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b3e824bd-9c71-3d5f-91d9-0a00364a20dd/
U2 - 10.21146/0042-8744-2021-6-15-26
DO - 10.21146/0042-8744-2021-6-15-26
M3 - статья
AN - SCOPUS:85109022338
VL - 2021
SP - 15
EP - 26
JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
SN - 0042-8744
IS - 6
ER -
ID: 84576213