Standard

ИДЕИ, ТРАДИЦИИ И "ВЫСШИЕ ЛИЧНОСТИ": ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СТАТЬЯ ВТОРАЯ: Л. ТОЛСТОЙ, ВЛ. СОЛОВЬЕВ, С. ФРАНК. / Евлампиев, Игорь Иванович .

в: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, Том 2021, № 6, 2021, стр. 15-26.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{909532b93e3544719542e6c0b403a3c1,
title = "ИДЕИ, ТРАДИЦИИ И {"}ВЫСШИЕ ЛИЧНОСТИ{"}: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СТАТЬЯ ВТОРАЯ: Л. ТОЛСТОЙ, ВЛ. СОЛОВЬЕВ, С. ФРАНК",
abstract = "В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской философии конца XIX - начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыслители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что историю определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное учение Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Царство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена негативной характеристики эмпирического времени и приобретает качество абсолютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действует в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концепция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшественники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество - к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и человечестве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл божественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встречается и в современной Франку западной философии, например, ее последовательно развивал А. Бергсон.",
keywords = "Л.Н. ТОЛСТОЙ, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Христос, бог, человек, история, общество, Царство Божье на земле, ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, высшие личности, Christ, God, Higher personalities, Historical figure, History, L. Tolstoy, Man, S. Frank, Society, The Kingdom of God, V. Solovyov, history, society, the Kingdom of God, higher personalities, historical figure, man",
author = "Евлампиев, {Игорь Иванович}",
note = "Publisher Copyright: {\textcopyright} 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.",
year = "2021",
doi = "10.21146/0042-8744-2021-6-15-26",
language = "русский",
volume = "2021",
pages = "15--26",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "6",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ИДЕИ, ТРАДИЦИИ И "ВЫСШИЕ ЛИЧНОСТИ": ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СТАТЬЯ ВТОРАЯ: Л. ТОЛСТОЙ, ВЛ. СОЛОВЬЕВ, С. ФРАНК

AU - Евлампиев, Игорь Иванович

N1 - Publisher Copyright: © 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской философии конца XIX - начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыслители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что историю определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное учение Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Царство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена негативной характеристики эмпирического времени и приобретает качество абсолютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действует в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концепция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшественники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество - к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и человечестве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл божественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встречается и в современной Франку западной философии, например, ее последовательно развивал А. Бергсон.

AB - В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской философии конца XIX - начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыслители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что историю определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное учение Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Царство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена негативной характеристики эмпирического времени и приобретает качество абсолютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действует в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концепция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшественники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество - к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и человечестве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл божественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встречается и в современной Франку западной философии, например, ее последовательно развивал А. Бергсон.

KW - Л.Н. ТОЛСТОЙ

KW - В.С. Соловьев

KW - С.Л. Франк

KW - Христос

KW - бог

KW - человек

KW - история

KW - общество

KW - Царство Божье на земле

KW - ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

KW - высшие личности

KW - Christ

KW - God

KW - Higher personalities

KW - Historical figure

KW - History

KW - L. Tolstoy

KW - Man

KW - S. Frank

KW - Society

KW - The Kingdom of God

KW - V. Solovyov

KW - history

KW - society

KW - the Kingdom of God

KW - higher personalities

KW - historical figure

KW - man

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85109022338&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=45958767

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b3e824bd-9c71-3d5f-91d9-0a00364a20dd/

U2 - 10.21146/0042-8744-2021-6-15-26

DO - 10.21146/0042-8744-2021-6-15-26

M3 - статья

AN - SCOPUS:85109022338

VL - 2021

SP - 15

EP - 26

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 6

ER -

ID: 84576213