В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской философии конца XIX - начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыслители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что историю определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное учение Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Царство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена негативной характеристики эмпирического времени и приобретает качество абсолютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действует в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концепция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшественники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество - к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и человечестве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл божественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встречается и в современной Франку западной философии, например, ее последовательно развивал А. Бергсон.