Введение. Современные программы сопровождения семьи и ребенка с нарушениями развития могут рассматриваться в рамках двух подходов: семейно-центрированного и медицинского реабилитационного. Семейно-центрированная модель предполагает рассмотрение развития ребенка с учетом семейного контекста, построение партнерских отношений между специалистами и семьей, в то время как первостепенной задачей специалистов медицинской пациенто-центрированной модели выступает правильная постановка диагноза с дальнейшим выбором методов медицинской реабилитации с позиции «ограничений здоровья». Опора на семейный контекст, построение партнерства предполагает обращение специалистов к потребностям и ожиданиям родителей, что стало рассматриваться как условие эффективной реализации программы помощи.
Цель. Изучение потребностей и ожиданий родителей детей с нарушениями развития, посещающих программы помощи ребенку и семье.
Материалы и методы. Методами исследования выступили социально-демографическая анкета, опросник для оценки частоты и интенсивности переживаемого родителями стресса «Повседневные родительские трудности», опросник потребностей и ожиданий родителей, разработанный на основе опросника потребностей семьи Bailey и Simeonsson. Участникам исследования были предложены информированное согласие и вышеперечисленные методики. Анализ данных проводился с использованием программного комплекса SPSS и математического обеспечения, разработанного на основании языка FORTRAN в секторе прикладной математики института физиологии им. И. П. Павлова РАН, ведущим научным сотрудником Е. А. Вершининой.
Результаты. Родители высказывают наибольшие потребности в области взаимодействия с ребенком, получения общей информации, взаимодействия со специалистам и реализации индивидуальной программы помощи ребенку и семье. Ожидания родителей лежат в области взаимодействия с ребенком, получении общей информации, социальных услугах и финансах.
Заключение. Потребности в области взаимодействия с ребенком, в понимании ребенка и в формировании родительских навыков для его развития и привлечения к 15 повседневным делам наиболее выражены у родителей детей с нарушениями развития, как и ожидания от посещаемой программы.
Переведенное названиеNEEDS AND EXPECTATIONS OF PARENTS OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES IN CONNECTION WITH CHARACTERISTICS OF EARLY INTERVENTION PROGRAMS FOR FAMILY AND CHILD
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииСборник статей ежегодной Научно-практической конференции "Ранняя помощь и сопровождение"
РедакторыГ.Н. Пономаренко
ИздательОбщество с ограниченной ответственностью "ЦИАЦАН"
Страницы14-20
Число страниц6
СостояниеОпубликовано - 2022

ID: 119329931