Документы

262-272.
Аннотация. В статье анализируются поиски В. Кандинского в области создания языка абстрактного искусства или «чистой реалистики». Рассматриваются ранние статьи, корреспонденции и письма художника, которые были опубликованы на страницах журналов «Мир искусства» (1902. № 5-6), «Аполлон» ( 1909. № 1; 1910. № 4) и отражали тенденции развития современного искусства. Показано, что публикации Кандинского были связаны с проективными идеями русских символистов, разрабатывавших принципы синэстетизма и интермедиальности, поэтому его идеи искусства «чистой реалистики» были созвучны исканиям А. Белого, Вяч. Иванова, а также А. Скрябина, П. Филонова, В. Хлебникова и антропософии Р. Штайнера. Делаются выводы, что вербализация опыта современной живописи отражает путь Кандинского к принципам абстрактного искусства. В поисках универсального языка Кандинский вырабатывает художественную программу нового теургического творчества, видя в нем основу будущего искусства, которое будет основано на логике космического миропорядка, магии чисел, гармонии сфер, единстве макрокосма духовной реальности и микрокосма произведения.
Ключевые слова: В. Кандинский, «Мир искусства», «Аполлон», эстетика абстракционизма, «чистая реалистика», интермедиальность, визуальный принцип, экфрасис, русский символизм, теургия.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииСудьбы литературы серебряного века и русского зарубежья.
Подзаголовок основной публикацииСборник статей и материалов
Место публикацииСанкт-Петербург
Страницы262 -272
Число страниц10
ИзданиеООО Издательский дом "Петрополис"
СостояниеОпубликовано - 2010

ID: 115170862