Введение. Коммуникативная теория права А. В. Полякова представляет собой влиятельный постклассический, антропологический подход в современной российской теории права, который периодически подвергается критическому осмыслению в академической литературе. Однако значительная часть этой критики основывается на нецелостном восприятии теории или ошибочной
интерпретации ее ключевых положений. Настоящее исследование посвящено систематическому
критическому анализу наиболее репрезентативных критических замечаний в адрес теории.
Методология и материалы. В основу работы положен анализ публикаций следующих
оппонентов коммуникативной теории права: В. В. Домакова, В. В. Матвеева, Л. В. Головко,
О. В. Мартышина, В. И. Крусса, А. А. Егорова, М. В. Антонова, Е. Н. Тонкова. Исследование проводится с применением логических методов (анализ, синтез, обобщение, сравнение) в рамках
методологии самого коммуникативного подхода, отражающего принципы постклассической научной рациональности, позволяющие учитывать сложность, нелинейность и неопределенность
изучаемых феноменов, а также роль исследователя в процессе познания.
Результаты исследования и их обсуждение. Критика в адрес коммуникативной теории
права была классифицирована на два типа: 1) мнимая критика, проистекающая из поверхностного
знакомства с теорией и вырванных из контекста ее положений, часто неверно интерпретируемых; 2) аргументированная критика, основанная на глубоком понимании теории, но исходящая
из иных методологических предпосылок (в первую очередь, позитивистских). Для каждого типа
критики в статье предложены детальные контраргументы и развернутые ответы, проясняющие
и защищающие основные тезисы коммуникативного подхода.
Выводы. Исследование подтверждает эвристическую ценность и методологическую состоятельность коммуникативной теории права как эффективного инструмента для решения современных
научных и практических задач. Ее ключевое преимущество заключается в использовании антропологического подхода, в рамках которого человек с его правами, свободами и ответственностью
помещается в центр права. Право понимается не как самореферентная система, а как конструируемый в интерсубъективной коммуникации феномен, нацеленный на обеспечение мирного сосуществования и баланса между индивидуальной свободой и общим благом, ориентированный на
социально-практическую значимость.