Статья посвящена различным типам контекста и интертекстуальным связям, влияющим на производство и восприятие лексических единиц, образованных посредством контаминации. Источником материала исследования послужили электронные и печатные издания современной немецкой и австрийской прессы, материалы портала Die Wortwarte и реклама. Во вводной части статьи дается информация о степени изученности явления контаминации в немецком словообразовании. Автор описывает основные структурные и функциональные особенности явления контаминации, которые оказываются важными при создании и восприятии данных лексических единиц. В основной части статьи рассматриваются шесть видов контекстного окружения контаминационных образований как с точки зрения автора высказывания, так и с позиции читателя: прямое разъяснение значения контамината; сопоставление значения контамината и значения одного из его компонентов; употребление в тексте слов, составляющих контаминационное словообразование, или их синонимов; опора на общий смысл текста; привлечение общих и специальных знаний читателя; дополнительное использование невербального контекста. При прямом разъяснении значения и сопоставлении значения контамината со значением его компонента автор преследует цель однозначного понимания контаминации, при использовании других видов контекста автор ориентируется на творческие способности и знания своего читателя. Наибольшую сложность при восприятии контаминации читатель испытывает, если он вынужден ориентироваться на общий смысл текста и привлекать дополнительные знания. Невербальные компоненты контекста способствуют лучшему пониманию контаминатов, прежде всего в рекламе. Интертекстуальные связи представлены в виде обобщенных ссылок на имеющиеся словоупотребления, намеков на известные высказывания и измененных цитат. Интертекст усиливает игровой эффект контаминации и служит дополнительной информацией, способствующей пониманию смысла текста.

Переведенное названиеCONTEXT AND INTERTEXT IN PRODUCTION AND PERCEPTION OF UNITS OF WORD-FORMATIVE CONTAMINATION IN MASS MEDIA AND ADVERTISING
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииНемецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете
Подзаголовок основной публикацииВыпуск IХ. Диалогическое взаимодействие текстов и дискурсов
РедакторыС.Т. Нефедов, И.Е. Езан
Место публикацииСПб.
ИздательИздательство Санкт-Петербургского университета
Страницы91-109
СостояниеОпубликовано - 2019

ID: 52433425