В статье представлено теоретическое обоснование концепции тестирования и оценивания коммуникативной компетенции в рамках единого языкового экзамена, квалифицирующего выпускника нефилологических направлений российского вуза. Эта задача является логическим продолжением развития проблематики современной лингводидактики. В то же время, она сопряжена с вызовами современного состояния общества, еще не до конца осознанными, а именно: 1) применением института тестирования в качестве инструмента контроля, поощрения и наказания и обратного влияния результатов тестирования на систему образования и на судьбу отдельного гражданина; 2) значением психологического компонента в способности сдать или не сдать тест; 3) выбором шкал оценивания, базирующихся на современных математических моделях статистической обработки тестовых данных. Все эти междисциплинарные вопросы рассматриваются с точки зрения единого инвариантно-вариативного экзамена по профессионально-ориентированному иностранному (английскому) языку, соответствующего отечественным и международным образовательным и профессиональным стандартам и отвечающего вызовам глобализованного, мобильного, полилингвального мирового социума.