Standard

Парадокс Петкевича (об особенностях смысловой структуры мемуарной книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»). / Большев, Александр Олегович.

в: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , Том 15, № 4, 2018, стр. 651-658.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Большев, АО 2018, 'Парадокс Петкевича (об особенностях смысловой структуры мемуарной книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»)', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , Том. 15, № 4, стр. 651-658.

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{8e848d449ba242a8890be998bc5e98d5,
title = "Парадокс Петкевича (об особенностях смысловой структуры мемуарной книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»)",
abstract = "Объектом рассмотрения является автобиографическое произведение Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный». Конкретно же речь идет о парадоксе, составляющем основу образа отца героини-рассказчицы — Владислава Петкевича. Этот рыцарь коммунистической идеи, которого отличала исключительная моральная чистота, по отношению к старшей дочери Тамаре проявлял садистскую жестокость: регулярно бил ее плетью, причем всякий раз беспричинно. Попытки автора исповедальной книги отыскать какие-либо рационально-логические причины плеточных экзекуций оказываются неудачными. В результате же жестокость отца по отношению к дочери приобретает иррационально-мистический характер. Не исключено, что ситуация обнаруживает знаково-символическую универсальность: мы воочию видим, как зло овладевает добрым человеком, и эта одержимость становится своего рода эмблемой сталинской эпохи. Такого рода остающиеся неразрешенными загадки крайне редко встречаются в произведениях мемуарного плана. Парадоксы возможны, только если они находятся на периферии автобиографического текста и не связаны напрямую с главной линией прослеживаемой жизни. Молодой автобиографический персонаж — участник воспроизводимых событий может пребывать в неведении относительно логики своей судьбы, но умудренный опытом автор-рассказчик, всматривающийся в эти события через толщу времени, ясно видит их глубинную суть. В особенности же это характерно для произведений, авторы которых, подобно Т. В. Петкевич, прошли сквозь сталинские тюрьмы и лагеря. В результате же мемуарный текст Т. В. Петкевич обнаруживает «поступательную (процессуальную) устремленность», которая, по мнению Гэри Морсона, составляет глубинную основу таких произведений, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Идиот» и «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Важную роль в каждой из этих книг играет фактор демиургической неуверенности автора. За неспособностью героини Петкевич разгадать загадку иррациональной жестокости, проявленной по отношению к ней ее добрым отцом, мы обнаруживаем подлинную (а не фикциональную) авторскую тревогу. Очевидно, именно этой особой жизнеподобностью, присущей произведениям поступательно-процессуального типа, обусловлен эффект воздействия книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный» на читателя.",
keywords = "Т. В. Петкевич, автобиография, судьба, парадокс, жестокость, T. V. Petkevich, autobiography, fate, paradox, cruelty",
author = "Большев, {Александр Олегович}",
note = "Большев, А. О. (2019). Парадокс Петкевича (об особенностях смысловой структуры мемуарной книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(4), 651–658. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu09.2018.412",
year = "2018",
language = "русский",
volume = "15",
pages = "651--658",
journal = " ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ",
issn = "2541-9358",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Парадокс Петкевича (об особенностях смысловой структуры мемуарной книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»)

AU - Большев, Александр Олегович

N1 - Большев, А. О. (2019). Парадокс Петкевича (об особенностях смысловой структуры мемуарной книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(4), 651–658. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu09.2018.412

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Объектом рассмотрения является автобиографическое произведение Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный». Конкретно же речь идет о парадоксе, составляющем основу образа отца героини-рассказчицы — Владислава Петкевича. Этот рыцарь коммунистической идеи, которого отличала исключительная моральная чистота, по отношению к старшей дочери Тамаре проявлял садистскую жестокость: регулярно бил ее плетью, причем всякий раз беспричинно. Попытки автора исповедальной книги отыскать какие-либо рационально-логические причины плеточных экзекуций оказываются неудачными. В результате же жестокость отца по отношению к дочери приобретает иррационально-мистический характер. Не исключено, что ситуация обнаруживает знаково-символическую универсальность: мы воочию видим, как зло овладевает добрым человеком, и эта одержимость становится своего рода эмблемой сталинской эпохи. Такого рода остающиеся неразрешенными загадки крайне редко встречаются в произведениях мемуарного плана. Парадоксы возможны, только если они находятся на периферии автобиографического текста и не связаны напрямую с главной линией прослеживаемой жизни. Молодой автобиографический персонаж — участник воспроизводимых событий может пребывать в неведении относительно логики своей судьбы, но умудренный опытом автор-рассказчик, всматривающийся в эти события через толщу времени, ясно видит их глубинную суть. В особенности же это характерно для произведений, авторы которых, подобно Т. В. Петкевич, прошли сквозь сталинские тюрьмы и лагеря. В результате же мемуарный текст Т. В. Петкевич обнаруживает «поступательную (процессуальную) устремленность», которая, по мнению Гэри Морсона, составляет глубинную основу таких произведений, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Идиот» и «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Важную роль в каждой из этих книг играет фактор демиургической неуверенности автора. За неспособностью героини Петкевич разгадать загадку иррациональной жестокости, проявленной по отношению к ней ее добрым отцом, мы обнаруживаем подлинную (а не фикциональную) авторскую тревогу. Очевидно, именно этой особой жизнеподобностью, присущей произведениям поступательно-процессуального типа, обусловлен эффект воздействия книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный» на читателя.

AB - Объектом рассмотрения является автобиографическое произведение Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный». Конкретно же речь идет о парадоксе, составляющем основу образа отца героини-рассказчицы — Владислава Петкевича. Этот рыцарь коммунистической идеи, которого отличала исключительная моральная чистота, по отношению к старшей дочери Тамаре проявлял садистскую жестокость: регулярно бил ее плетью, причем всякий раз беспричинно. Попытки автора исповедальной книги отыскать какие-либо рационально-логические причины плеточных экзекуций оказываются неудачными. В результате же жестокость отца по отношению к дочери приобретает иррационально-мистический характер. Не исключено, что ситуация обнаруживает знаково-символическую универсальность: мы воочию видим, как зло овладевает добрым человеком, и эта одержимость становится своего рода эмблемой сталинской эпохи. Такого рода остающиеся неразрешенными загадки крайне редко встречаются в произведениях мемуарного плана. Парадоксы возможны, только если они находятся на периферии автобиографического текста и не связаны напрямую с главной линией прослеживаемой жизни. Молодой автобиографический персонаж — участник воспроизводимых событий может пребывать в неведении относительно логики своей судьбы, но умудренный опытом автор-рассказчик, всматривающийся в эти события через толщу времени, ясно видит их глубинную суть. В особенности же это характерно для произведений, авторы которых, подобно Т. В. Петкевич, прошли сквозь сталинские тюрьмы и лагеря. В результате же мемуарный текст Т. В. Петкевич обнаруживает «поступательную (процессуальную) устремленность», которая, по мнению Гэри Морсона, составляет глубинную основу таких произведений, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Идиот» и «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Важную роль в каждой из этих книг играет фактор демиургической неуверенности автора. За неспособностью героини Петкевич разгадать загадку иррациональной жестокости, проявленной по отношению к ней ее добрым отцом, мы обнаруживаем подлинную (а не фикциональную) авторскую тревогу. Очевидно, именно этой особой жизнеподобностью, присущей произведениям поступательно-процессуального типа, обусловлен эффект воздействия книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный» на читателя.

KW - Т. В. Петкевич

KW - автобиография

KW - судьба

KW - парадокс

KW - жестокость

KW - T. V. Petkevich

KW - autobiography

KW - fate

KW - paradox

KW - cruelty

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36804322

UR - https://languagejournal.spbu.ru/article/view/4001

M3 - статья

VL - 15

SP - 651

EP - 658

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

SN - 2541-9358

IS - 4

ER -

ID: 39956879