Объектом рассмотрения является автобиографическое произведение Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный». Конкретно же речь идет о парадоксе, составляющем основу образа отца героини-рассказчицы — Владислава Петкевича. Этот рыцарь коммунистической идеи, которого отличала исключительная моральная чистота, по отношению к старшей дочери Тамаре проявлял садистскую жестокость: регулярно бил ее плетью, причем всякий раз беспричинно. Попытки автора исповедальной книги отыскать какие-либо рационально-логические причины плеточных экзекуций оказываются неудачными. В результате же жестокость отца по отношению к дочери приобретает иррационально-мистический характер. Не исключено, что ситуация обнаруживает знаково-символическую универсальность: мы воочию видим, как зло овладевает добрым человеком, и эта одержимость становится своего рода эмблемой сталинской эпохи. Такого рода остающиеся неразрешенными загадки крайне редко встречаются в произведениях мемуарного плана. Парадоксы возможны, только если они находятся на периферии автобиографического текста и не связаны напрямую с главной линией прослеживаемой жизни. Молодой автобиографический персонаж — участник воспроизводимых событий может пребывать в неведении относительно логики своей судьбы, но умудренный опытом автор-рассказчик, всматривающийся в эти события через толщу времени, ясно видит их глубинную суть. В особенности же это характерно для произведений, авторы которых, подобно Т. В. Петкевич, прошли сквозь сталинские тюрьмы и лагеря. В результате же мемуарный текст Т. В. Петкевич обнаруживает «поступательную (процессуальную) устремленность», которая, по мнению Гэри Морсона, составляет глубинную основу таких произведений, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Идиот» и «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Важную роль в каждой из этих книг играет фактор демиургической неуверенности автора. За неспособностью героини Петкевич разгадать загадку иррациональной жестокости, проявленной по отношению к ней ее добрым отцом, мы обнаруживаем подлинную (а не фикциональную) авторскую тревогу. Очевидно, именно этой особой жизнеподобностью, присущей произведениям поступательно-процессуального типа, обусловлен эффект воздействия книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный» на читателя.