Объектом рассмотрения является автобиографическое произведение Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный». Конкретно же речь идет о парадоксе, составляющем основу образа отца героини-рассказчицы — Владислава Петкевича. Этот рыцарь коммунистической идеи, которого отличала исключительная моральная чистота, по отношению к старшей дочери Тамаре проявлял садистскую жестокость: регулярно бил ее плетью, причем всякий раз беспричинно. Попытки автора исповедальной книги отыскать какие-либо рационально-логические причины плеточных экзекуций оказываются неудачными. В результате же жестокость отца по отношению к дочери приобретает иррационально-мистический характер. Не исключено, что ситуация обнаруживает знаково-символическую универсальность: мы воочию видим, как зло овладевает добрым человеком, и эта одержимость становится своего рода эмблемой сталинской эпохи. Такого рода остающиеся неразрешенными загадки крайне редко встречаются в произведениях мемуарного плана. Парадоксы возможны, только если они находятся на периферии автобиографического текста и не связаны напрямую с главной линией прослеживаемой жизни. Молодой автобиографический персонаж — участник воспроизводимых событий может пребывать в неведении относительно логики своей судьбы, но умудренный опытом автор-рассказчик, всматривающийся в эти события через толщу времени, ясно видит их глубинную суть. В особенности же это характерно для произведений, авторы которых, подобно Т. В. Петкевич, прошли сквозь сталинские тюрьмы и лагеря. В результате же мемуарный текст Т. В. Петкевич обнаруживает «поступательную (процессуальную) устремленность», которая, по мнению Гэри Морсона, составляет глубинную основу таких произведений, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Идиот» и «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Важную роль в каждой из этих книг играет фактор демиургической неуверенности автора. За неспособностью героини Петкевич разгадать загадку иррациональной жестокости, проявленной по отношению к ней ее добрым отцом, мы обнаруживаем подлинную (а не фикциональную) авторскую тревогу. Очевидно, именно этой особой жизнеподобностью, присущей произведениям поступательно-процессуального типа, обусловлен эффект воздействия книги Т. В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный» на читателя.
Переведенное названиеThe paradox of Petkevich (on the peculiarities of the semantic structure of the memoir book by T. V. Petkevich Life is an Unpaired Boot)
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)651-658
Журнал ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Том15
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2018

    Области исследований

  • Т. В. Петкевич, автобиография, судьба, парадокс, жестокость

ID: 39956879