В статье анализируется специфика поэтики и ее смыслообразующая роль в живописных картинах романа «Жизнь Клима Самгина», которые созданы самим М. Горьким или его героями; рассматривается, как модулируется образ эпохи Серебряного века. Показано, что протоимпрессионистический пейзаж в художественной системе романа несет в себе черты экспрессионизма благодаря деталям, говорящим о разрушении - облака, изорванные ветром; осколок луны прорвал облака и др. Отмечено, что называя имена И. Левитана, М. Нестерова, М. Врубеля и др., писатель тем самым в тексте обозначал диалогическое поле, в которое входит не только сам, но и герои романа. Высказывается мысль, что серия живописных картин, запечатлевающих современность, со временем углубляет исторический характер, а потому многие полотна могут быть отнесены к историческому жанру.