Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Формирование культурного кода поколения: ключевые слова поэтических текстов в начальной школе (Российская Империя — СССР). / Афанасьева, Наталья Андреевна; Афанасьева, Любовь.
в: Научный диалог, № 12, 12.2020, стр. 26-38.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Формирование культурного кода поколения: ключевые слова поэтических текстов в начальной школе (Российская Империя — СССР)
AU - Афанасьева, Наталья Андреевна
AU - Афанасьева, Любовь
PY - 2020/12
Y1 - 2020/12
N2 - Рассматривается вопрос о возможности анализа текстов для выявления их аксиологического содержания на основе ключевых слов. Утверждается, что языковые единицы, характеризующиеся высокой частотностью и обозначающие аксиологически важные понятия, формируют у читателя культурные установки. Определяются характерные особенности общего для нации культурного кода и его уникальные черты в определенную эпоху. Проанализированы поэтические тексты выдержавших много изданий хрестоматий по литературе XIX - начала XX веков, а также учебников 1930-1940-х и 1970-1980-х годов для начальной школы. Исследование показало, что общими для поэтических текстов, изучавшихся в младших классах, стали ключевые слова лексико-семантических групп «Природа» (лес, земля, поле, море); «Свет» (свет, солнце, день), «Народ» (человек, ребенок, народ, страна); то есть это те слова, которые являются ведущими в формировании культурного кода русского человека XIX-XX века. «Ключевыми словами эпохи» для Российской империи являются слова душа, царь, бог; для 1920-х годов - труд; 1930-х годов - песня, Сталин; 1970-х годов - мама, весна. Актуальность исследования состоит в его направленности на выявление основных понятий, смыслов и ценностей, формирующих культурный код нации, а также на описание динамики культурного кода в разные исторические эпохи.
AB - Рассматривается вопрос о возможности анализа текстов для выявления их аксиологического содержания на основе ключевых слов. Утверждается, что языковые единицы, характеризующиеся высокой частотностью и обозначающие аксиологически важные понятия, формируют у читателя культурные установки. Определяются характерные особенности общего для нации культурного кода и его уникальные черты в определенную эпоху. Проанализированы поэтические тексты выдержавших много изданий хрестоматий по литературе XIX - начала XX веков, а также учебников 1930-1940-х и 1970-1980-х годов для начальной школы. Исследование показало, что общими для поэтических текстов, изучавшихся в младших классах, стали ключевые слова лексико-семантических групп «Природа» (лес, земля, поле, море); «Свет» (свет, солнце, день), «Народ» (человек, ребенок, народ, страна); то есть это те слова, которые являются ведущими в формировании культурного кода русского человека XIX-XX века. «Ключевыми словами эпохи» для Российской империи являются слова душа, царь, бог; для 1920-х годов - труд; 1930-х годов - песня, Сталин; 1970-х годов - мама, весна. Актуальность исследования состоит в его направленности на выявление основных понятий, смыслов и ценностей, формирующих культурный код нации, а также на описание динамики культурного кода в разные исторические эпохи.
KW - аксиология
KW - ЦЕННОСТИ
KW - РОССИЯ
KW - КУЛЬТУРНЫЙ КОД НАЦИИ
KW - ПОКОЛЕНИЯ
KW - ХРЕСТОМАТИЙНЫЕ ТЕКСТЫ
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44460458
M3 - статья
SP - 26
EP - 38
JO - Научный диалог
JF - Научный диалог
SN - 2225-756X
IS - 12
ER -
ID: 72005121