Рассматривается вопрос о возможности анализа текстов для выявления их аксиологического содержания на основе ключевых слов. Утверждается, что языковые единицы, характеризующиеся высокой частотностью и обозначающие аксиологически важные понятия, формируют у читателя культурные установки. Определяются характерные особенности общего для нации культурного кода и его уникальные черты в определенную эпоху. Проанализированы поэтические тексты выдержавших много изданий хрестоматий по литературе XIX - начала XX веков, а также учебников 1930-1940-х и 1970-1980-х годов для начальной школы. Исследование показало, что общими для поэтических текстов, изучавшихся в младших классах, стали ключевые слова лексико-семантических групп «Природа» (лес, земля, поле, море); «Свет» (свет, солнце, день), «Народ» (человек, ребенок, народ, страна); то есть это те слова, которые являются ведущими в формировании культурного кода русского человека XIX-XX века. «Ключевыми словами эпохи» для Российской империи являются слова душа, царь, бог; для 1920-х годов - труд; 1930-х годов - песня, Сталин; 1970-х годов - мама, весна. Актуальность исследования состоит в его направленности на выявление основных понятий, смыслов и ценностей, формирующих культурный код нации, а также на описание динамики культурного кода в разные исторические эпохи.
Переведенное названиеFORMATION OF THE CULTURAL CODE OF A GENERATION: KEYWORDS OF POETIC TEXTS IN ELEMENTARY SCHOOL (RUSSIAN EMPIRE - USSR)
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)26-38
ЖурналНаучный диалог
Номер выпуска12
СостояниеОпубликовано - дек 2020

    Области исследований

  • аксиология, ЦЕННОСТИ, РОССИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ КОД НАЦИИ, ПОКОЛЕНИЯ, ХРЕСТОМАТИЙНЫЕ ТЕКСТЫ

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 72005121