В статье подробно разбирается тема познания и самопознания в романах Мэри Уолстонкрафт Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) и Сьюзан Хейбур О'Киф «Чудовище Франкенштейна» (2010). Разочарование в идеалах просветителей заставляет М. Шелли раскрыть эту тему в пессимистическом ключе для трех центральных героев - Виктора Франкенштейна, капитана Уолтона и Демона. Стремление к власти через познание оборачивается для Франкенштейна катастрофой: созданное им чудовище убивает его близких и начинает преследовать его самого. Неоправданно опасна и амбициозная экспедиция капитана Уолтона, который лишь при помощи Виктора осознает, что жажда знаний и тщеславие часто идут рука об руку. Наконец, Демон позиционируется в романе как идеальный познающий субъект. Начав с накопления знаний об окружающем мире, созданный Франкенштейном монстр переходит к попытке определить свое место в нем. В романе современной американской писательницы С. Х. О'Киф эта тема самопознания получает дальнейшее развитие: ее главный герой -