В предлагаемой статье на примере текста романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» демонстрируется, как в современных условиях меняются аксиологические ракурсы классических литературных произведений, как в современной школе может быть более интересно и более глубоко интерпретирован перед учащимися или студентами хрестоматийный материал, многократно исследованный и подвергнутый осмыслению в разные годы. Так, в статье в частности рассматриваются образы центральных персонажей пушкинского романа - Петра Гринёва и Алексея Швабрина - и показано, как из цельного образа первоначально единственного в рукописях Пушкина героя выделились два образа-персонажа - Гринёв и Швабрин. Однако в противовес существующей традиции, которая рассматривает данных героев «Капитанской дочки» как героев-антагонистов, в данной работе эти образы квалифицируются как герои-двойники, имеющие общий идейный корень. В ходе исследования показано, что образ Гринёва несомненно несет в себе черты автобиографического героя, например, в тех обстоятельства