Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
«Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы»: теоретические вопросы создания и методические перспективы использования. / Генералова, Елена Владимировна; Степихов, Антон Анатольевич.
в: РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ, Том 85, № 1, 17.01.2024, стр. 78-88.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - «Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы»: теоретические вопросы создания и методические перспективы использования
AU - Генералова, Елена Владимировна
AU - Степихов, Антон Анатольевич
PY - 2024/1/17
Y1 - 2024/1/17
N2 - В статье описываются принципы составления «Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы» (далее – Словарь), методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников, рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения. Материалом для Словаря послужили произведения русских авторов, включенные в школьную программу по литературе для V–XI классов. Особое внимание в статье уделено новаторским решениям, касающимся принципов формирования словника и создания словарной статьи. При составлении словника и словарных статей была использована методология корпусной лингвистики и предлагаемые ею инструменты для работы с текстом, что позволило произвести отбор лексики на основе объективных критериев (низкая частотность в современном русском языке) и описывать значение слова, опираясь на весь набор контекстов его употребления в изучаемых произведениях. Объектом лексикографической интерпретации стал широкий пласт редкой лексики различных семантических групп (в том числе имена собственные и окказионализмы) и разных частей речи. Семантическое описание сочетает показ истории значений слова в языке и контекстное толкование лексической единицы; статьи снабжены информацией энциклопедического характера и подробным культурологическим и/или филологическим комментарием.
AB - В статье описываются принципы составления «Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы» (далее – Словарь), методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников, рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения. Материалом для Словаря послужили произведения русских авторов, включенные в школьную программу по литературе для V–XI классов. Особое внимание в статье уделено новаторским решениям, касающимся принципов формирования словника и создания словарной статьи. При составлении словника и словарных статей была использована методология корпусной лингвистики и предлагаемые ею инструменты для работы с текстом, что позволило произвести отбор лексики на основе объективных критериев (низкая частотность в современном русском языке) и описывать значение слова, опираясь на весь набор контекстов его употребления в изучаемых произведениях. Объектом лексикографической интерпретации стал широкий пласт редкой лексики различных семантических групп (в том числе имена собственные и окказионализмы) и разных частей речи. Семантическое описание сочетает показ истории значений слова в языке и контекстное толкование лексической единицы; статьи снабжены информацией энциклопедического характера и подробным культурологическим и/или филологическим комментарием.
KW - словарь, редкая лексика, устаревшая лексика, окказионализмы, авторские неологизмы, учебная лексикография, словарная статья, электронный образовательный ресурс
KW - authorial neologisms
KW - dictionary
KW - dictionary entry
KW - educational lexicography
KW - electronic educational resource
KW - obsolete vocabulary
KW - occasionalisms
KW - rare vocabulary
UR - https://www.riash.ru/jour/article/view/2047
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/bdccf2a1-2d53-3cee-b670-6e3f3fa88844/
U2 - 10.30515/0131-6141-2024-85-1-78-88
DO - 10.30515/0131-6141-2024-85-1-78-88
M3 - статья
VL - 85
SP - 78
EP - 88
JO - Russian Language at School
JF - Russian Language at School
SN - 0131-6141
IS - 1
ER -
ID: 116112562