Standard

«Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы»: теоретические вопросы создания и методические перспективы использования. / Генералова, Елена Владимировна; Степихов, Антон Анатольевич.

в: РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ, Том 85, № 1, 17.01.2024, стр. 78-88.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2b6e69dcc4534b0785588bbbb0f6b563,
title = "«Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы»: теоретические вопросы создания и методические перспективы использования",
abstract = "В статье описываются принципы составления «Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы» (далее – Словарь), методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников, рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения. Материалом для Словаря послужили произведения русских авторов, включенные в школьную программу по литературе для V–XI классов. Особое внимание в статье уделено новаторским решениям, касающимся принципов формирования словника и создания словарной статьи. При составлении словника и словарных статей была использована методология корпусной лингвистики и предлагаемые ею инструменты для работы с текстом, что позволило произвести отбор лексики на основе объективных критериев (низкая частотность в современном русском языке) и описывать значение слова, опираясь на весь набор контекстов его употребления в изучаемых произведениях. Объектом лексикографической интерпретации стал широкий пласт редкой лексики различных семантических групп (в том числе имена собственные и окказионализмы) и разных частей речи. Семантическое описание сочетает показ истории значений слова в языке и контекстное толкование лексической единицы; статьи снабжены информацией энциклопедического характера и подробным культурологическим и/или филологическим комментарием. ",
keywords = "словарь, редкая лексика, устаревшая лексика, окказионализмы, авторские неологизмы, учебная лексикография, словарная статья, электронный образовательный ресурс, authorial neologisms, dictionary, dictionary entry, educational lexicography, electronic educational resource, obsolete vocabulary, occasionalisms, rare vocabulary",
author = "Генералова, {Елена Владимировна} and Степихов, {Антон Анатольевич}",
year = "2024",
month = jan,
day = "17",
doi = "10.30515/0131-6141-2024-85-1-78-88",
language = "русский",
volume = "85",
pages = "78--88",
journal = "Russian Language at School",
issn = "0131-6141",
publisher = "Наш язык",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы»: теоретические вопросы создания и методические перспективы использования

AU - Генералова, Елена Владимировна

AU - Степихов, Антон Анатольевич

PY - 2024/1/17

Y1 - 2024/1/17

N2 - В статье описываются принципы составления «Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы» (далее – Словарь), методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников, рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения. Материалом для Словаря послужили произведения русских авторов, включенные в школьную программу по литературе для V–XI классов. Особое внимание в статье уделено новаторским решениям, касающимся принципов формирования словника и создания словарной статьи. При составлении словника и словарных статей была использована методология корпусной лингвистики и предлагаемые ею инструменты для работы с текстом, что позволило произвести отбор лексики на основе объективных критериев (низкая частотность в современном русском языке) и описывать значение слова, опираясь на весь набор контекстов его употребления в изучаемых произведениях. Объектом лексикографической интерпретации стал широкий пласт редкой лексики различных семантических групп (в том числе имена собственные и окказионализмы) и разных частей речи. Семантическое описание сочетает показ истории значений слова в языке и контекстное толкование лексической единицы; статьи снабжены информацией энциклопедического характера и подробным культурологическим и/или филологическим комментарием.

AB - В статье описываются принципы составления «Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы» (далее – Словарь), методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников, рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения. Материалом для Словаря послужили произведения русских авторов, включенные в школьную программу по литературе для V–XI классов. Особое внимание в статье уделено новаторским решениям, касающимся принципов формирования словника и создания словарной статьи. При составлении словника и словарных статей была использована методология корпусной лингвистики и предлагаемые ею инструменты для работы с текстом, что позволило произвести отбор лексики на основе объективных критериев (низкая частотность в современном русском языке) и описывать значение слова, опираясь на весь набор контекстов его употребления в изучаемых произведениях. Объектом лексикографической интерпретации стал широкий пласт редкой лексики различных семантических групп (в том числе имена собственные и окказионализмы) и разных частей речи. Семантическое описание сочетает показ истории значений слова в языке и контекстное толкование лексической единицы; статьи снабжены информацией энциклопедического характера и подробным культурологическим и/или филологическим комментарием.

KW - словарь, редкая лексика, устаревшая лексика, окказионализмы, авторские неологизмы, учебная лексикография, словарная статья, электронный образовательный ресурс

KW - authorial neologisms

KW - dictionary

KW - dictionary entry

KW - educational lexicography

KW - electronic educational resource

KW - obsolete vocabulary

KW - occasionalisms

KW - rare vocabulary

UR - https://www.riash.ru/jour/article/view/2047

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/bdccf2a1-2d53-3cee-b670-6e3f3fa88844/

U2 - 10.30515/0131-6141-2024-85-1-78-88

DO - 10.30515/0131-6141-2024-85-1-78-88

M3 - статья

VL - 85

SP - 78

EP - 88

JO - Russian Language at School

JF - Russian Language at School

SN - 0131-6141

IS - 1

ER -

ID: 116112562