В статье описываются принципы составления «Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы» (далее – Словарь), методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников, рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения. Материалом для Словаря послужили произведения русских авторов, включенные в школьную программу по литературе для V–XI классов. Особое внимание в статье уделено новаторским решениям, касающимся принципов формирования словника и создания словарной статьи. При составлении словника и словарных статей была использована методология корпусной лингвистики и предлагаемые ею инструменты для работы с текстом, что позволило произвести отбор лексики на основе объективных критериев (низкая частотность в современном русском языке) и описывать значение слова, опираясь на весь набор контекстов его употребления в изучаемых произведениях. Объектом лексикографической интерпретации стал широкий пласт редкой лексики различных семантических групп (в том числе имена собственные и окказионализмы) и разных частей речи. Семантическое описание сочетает показ истории значений слова в языке и контекстное толкование лексической единицы; статьи снабжены информацией энциклопедического характера и подробным культурологическим и/или филологическим комментарием.