Обследованы три группы детей и подростков в возрасте 6–14 лет с легкой умственной отсталостью (n = 674) (F70 по МКБ-10), смешанными специфическими расстройствами развития (n = 438) (F83 по МКБ-10) и нормально развивающиеся сверстники (n = 1034). Структурно-динамический подход позволил выявить три ведущих компонента общения – эмоционально-потребностный, регуляторный и когнитивный. С учетом выявленных компонентов исследовалась феноменология возрастных закономерностей коммуникативного развития детей и подростков при наличии умственной отсталости. Выявлены специфические проявления нарушения общения при умственной отсталости, которые проявляются в стойком недоразвитии, гетерохронности реализации ведущих компонентов, дискретности изучаемых показателей. Спорадичность возрастной динамики проявляется в цикличности реализации эмоционально-потребностного компонента.