Посольство во главе с Львом Измайловым, направленное Петром Первым в империю Цин, занимает важное место в истории российско-китайских связей петровского времени. Однако до сих пор исследователи не уделяли должного внимания этой дипломатической миссии.
В данной статье рассматривается вопрос о том, с какими сложностями, проистекавшими из специфических особенностей традиционного китайского дипломатического этикета, столкнулся русский посланник и как ему пришлось их преодолевать. Поскольку все страны и народы представлялись в Китае как «варварские» и вассальные по отношению к императору Китая, то от их посланников всегда требовали совершения церемоний, демонстрирующих покорность Сыну Неба. В основе политической культуры цинского Китая лежали принципы иерархичности международных отношений, где геополитическим центром однозначно оказывался Китай (так называемый «Китайский миропорядок»). Такие представления практически исключали равенство в отношениях. Льву Измайлову пришлось это учитывать и в то же время постараться исполнить как можно меньше столь унизительных церемоний. Тщательное изучение всех деталей пребывания посольства Измайлова в Пекине демонстрирует, с какими сложностями культурно-цивилизационного характера сталкивались русские дипломаты в Цинской империи, и как нелегко им было вести там переговоры.