Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Проявления психологических защит в декодировании графических средств коммуникации у лиц с нарушением интеллекта. / Белимова, Полина Андреевна; Защиринская, Оксана Владимировна; Турчанинов, Евгений; Никифоров, Алексей Анатольевич; Иванюхин, Роман Романович.
в: ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, № 5, 29.05.2024, стр. 34–42.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Проявления психологических защит в декодировании графических средств коммуникации у лиц с нарушением интеллекта
AU - Белимова, Полина Андреевна
AU - Защиринская, Оксана Владимировна
AU - Турчанинов, Евгений
AU - Никифоров, Алексей Анатольевич
AU - Иванюхин, Роман Романович
PY - 2024/5/29
Y1 - 2024/5/29
N2 - Коммуникативные возможности современных подростков с нарушением интеллекта связаны интеграцией в их повседневную жизнь информационно-коммуникативных технологий, использующих визуально-графические средства. В исследовании рассматривалось предположение, что специфика восприятия зрительной информации как компонента общественного коммуникативного поля выражена в дезадаптивном защитном реагировании у лиц с нарушением интеллекта. Анализ психофизиологических показателей декодирования графических средств коммуникации методом окулографии у таких лиц проведен в контексте проявлений психологических защит. В исследовании участвовали 148 учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с диагнозом F70 по МКБ-10 «легкая умственная отсталость» – 70 девушек и 78 юношей (средний возраст 15,03 ± 0,94). У подростков с нарушением интеллекта отмечаются различные паттерны гглазодвигательной активности в визуальном восприятии пиктограмм при различных про-явлениях психологических защит. Выбор механизмов психологической защиты, в большей мере искажающих реальность или вытесняющих информацию, проявлялся в снижении качества интерпретации визуальной информации. В статье подчеркивается значимость акцентирования исследовательского и психопрофилактического внимания на индивидуальных потребностях пользователя в декодировании графических элементов коммуникации в соответствии с когнитивными возможностями.
AB - Коммуникативные возможности современных подростков с нарушением интеллекта связаны интеграцией в их повседневную жизнь информационно-коммуникативных технологий, использующих визуально-графические средства. В исследовании рассматривалось предположение, что специфика восприятия зрительной информации как компонента общественного коммуникативного поля выражена в дезадаптивном защитном реагировании у лиц с нарушением интеллекта. Анализ психофизиологических показателей декодирования графических средств коммуникации методом окулографии у таких лиц проведен в контексте проявлений психологических защит. В исследовании участвовали 148 учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с диагнозом F70 по МКБ-10 «легкая умственная отсталость» – 70 девушек и 78 юношей (средний возраст 15,03 ± 0,94). У подростков с нарушением интеллекта отмечаются различные паттерны гглазодвигательной активности в визуальном восприятии пиктограмм при различных про-явлениях психологических защит. Выбор механизмов психологической защиты, в большей мере искажающих реальность или вытесняющих информацию, проявлялся в снижении качества интерпретации визуальной информации. В статье подчеркивается значимость акцентирования исследовательского и психопрофилактического внимания на индивидуальных потребностях пользователя в декодировании графических элементов коммуникации в соответствии с когнитивными возможностями.
KW - цифровая среда
KW - альтернативная коммуникация
KW - айтрекинг
KW - глазодвигательная активность
KW - умственная отсталость
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=67262359
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/cf162212-55bb-32e8-bb01-1bbc5395a8ee/
U2 - 10.24158/spp.2024.5.4
DO - 10.24158/spp.2024.5.4
M3 - статья
SP - 34
EP - 42
JO - ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА
JF - ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА
SN - 2221-2795
IS - 5
ER -
ID: 120345829